II Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Глава
4
1 И услышал [Иевосфей,] сын Саулов, что умер Авенир в Хевроне, и
опустились руки его, и весь Израиль смутился.
2 У [Иевосфея,] сына Саулова, два было предводителя войска; имя одного -
Баана и имя другого - Рихав, сыновья Реммона Беерофянина, из потомков
Вениаминовых, ибо и Беероф причислялся к Вениамину.
3 И убежали Беерофяне в Гиффаим и остались там пришельцами до сего дня.
4 У Ионафана, сына Саулова, был сын хромой. Пять лет было ему, когда
пришло известие о Сауле и Ионафане из Изрееля, и нянька, взяв его,
побежала. И когда она бежала поспешно, то он упал, и сделался хромым.
Имя его Мемфивосфей.
5 И пошли сыны Реммона Беерофянина, Рихав и Баана, и пришли в самый жар
дня к дому Иевосфея; а он спал на постели в полдень.
6 [А привратник дома, очищавший пшеницу, задремал и уснул] и Рихав и
Баана, брат его, вошли внутрь дома, как бы для того, чтобы взять
пшеницы; и поразили его в живот и убежали.
7 Когда они вошли в дом, [Иевосфей] лежал на постели своей, в спальной
комнате своей; и они поразили его, и умертвили его, и отрубили голову
его, и взяли голову его с собою, и шли пустынною дорогою всю ночь;
8 и принесли голову Иевосфея к Давиду в Хеврон и сказали царю: вот
голова Иевосфея, сына Саула, врага твоего, который искал души твоей;
ныне Господь отмстил за господина моего царя Саулу [врагу твоему] и
потомству его.
9 И отвечал Давид Рихаву и Баане, брату его, сыновьям Реммона
Беерофянина, и сказал им: жив Господь, избавивший душу мою от всякой
скорби!
10 если того, кто принес мне известие, сказав: `вот, умер Саул, [и
Ионафан]', и кто считал себя радостным вестником, я схватил и убил его в
Секелаге, вместо того, чтобы дать ему награду,
11 то теперь, когда негодные люди убили человека невинного в его доме на
постели его, неужели я не взыщу крови его от руки вашей и не истреблю
вас с земли?
12 И приказал Давид слугам, и убили их, и отрубили им руки и ноги, и
повесили их над прудом в Хевроне. А голову Иевосфея взяли и погребли во
гробе Авенира, в Хевроне.
Насильственная смерть Иевосфея.
1. См. III:26-27. И опустились руки его, и весь Израиль смутился - от
неожиданности вести и незнания того, что следует предпринять в данный
момент, "Как ни груб был с Иевосфеем Авенир, но он все-таки составлял
его единственную силу. Разумный совет и крепкая рука Авенира решали до
сих пор все затруднения, возникавшие в царстве Иевосфея. Теперь же, с
гибелью Авенира, ни один сильный человек не связывал свои интересы с
личностью слабого царя, которого погубить было гораздо легче, том
поддержать... "И весь Израиль, сказано, смутился: народ почувствовал
себя в положении овец без пастуха" (Я. Богородский, "Еврейские цари", с.
148).
2. К Вениамину, т. е. к колену Вениаминову.
3. Гиффаим, по толкованию Calmet, то же, что Геф.
4. Вводное место, непосредственного отношения к рассказываемой истории
не имеющее. Заканчивая историю царствующего дома Саула, историк, для
полноты рассказа, упомянул и о том члене Саулова дома, который хотя и не
играл до сих пор активной роли, но, по своему происхождению, принадлежал
к этому дому, а своим жалким положением до некоторой степени и
характеризовал судьбу потомства отвергнутого Богом (1 Цар XVI:1) царя.
10-12. Ср. I:1-16. Кроме наказания виновных, кара Давида имела и иное
значение: она должна была укрепить в сознании народа неприкосновенность
личности царя, как помазанника Божия (ср. 1 Цар XXIV:7; XXVI:10.