III Маккавейская
Содержанием третьей Маккавейской книги служит событие, имевшее место в
Египте, при Птолемее IV Филопаторе и грозившее Египетским иудеям
страшною опасностью поголовного истребления (несколько подобное
рассказываемому в книге Есфирь).
Завязкою события послужило желание Птоломея «войти во святилище», —
желание, встреченное единодушным, энергичным протестом иудеев (гл. 1-я).
Разгневанный царь, попытке которого помешало, кроме того, внезапное,
тяжкое расслабление, объявил иудеев «рабами» и повелел заклеймить их
особым «знаком Диониса» (гл. II-я). Нежелание иудеев подвергаться этой
последней операции окончательно взбесило деспота, и он отдал приказ
истребить по всему царству всех иудеев (гл. III-я). Сорок дней иудеи
разыскивались по всему царству и заносились в особые списки, чтобы в
определенный день все они удобнее могли быть истреблены; однако, за
множеством иудеев, рассеянных по всему царству, эти списки так и не
могли быть доведены до конца: не достало ни хартий, ни письменных
тростей по действию «небесного Промысла, помогавшего иудеям» (гл. IV-я
ст. 16). В назначенный день 500 разъяренных слонов должны были быть
выпущены на партию иудеев. Но несколько раз царь непонятным образом сам
расстраивал свой ужасный план (гл. V-я). А в самую решительную минуту,
когда слоны, наконец, действительно устремились на несчастных, явное
чудо спасло последних: вместо иудеев животные вдруг бросились на
сопровождавшие их войска и привели их в полное смятение. Это вразумило и
самого царя, и он совершенно переменился в отношении к иудеям (гл.
VI-я). Последовал новый указ, объявлявший иудеев под особым
покровительством царя; вместе с тем, отданы были на расправу иудеям все
те, кто в это тяжкое испытание обнаружил слабость в вере и малодушное
уклонение от закона. Эти были истреблены иудеями, а в память события
установлен особый праздник (гл. Vll-я).
О подлинности события. В виду значительного количества подробностей в
изложении события, возбуждающих сильное сомнение относительно своей
возможности (громадное количество обреченных на смерть, их приведение в
Александрию, на конское ристалище, их перепись, поглотившая все запасы
бумаги и тростей и т. п.), — допускают, что событие, составляющее
содержание нашей книги, могло иметь в действительности лишь гораздо
менее значительное историческое зерно, коим автор воспользовался для
прикрашенного рассказа, имевшего целью — возвеличить народ иудейский в
глазах язычников и показать особое попечение о нем Божие. Подлинное
событие, таким образом, произошло, вероятно, в гораздо более скромных
размерах. Оно упоминается и у Иосифа Флавия, впрочем — с именем другого
царя (Птоломея VII Фискона) и с указанием других поводов и побуждений (прот.
Апп. II, 5).
Время написания книги, равно как место и автор — неизвестны. Во всяком
случае, книга написана после 164 г. до Р. X., потому что упоминает о
событиях книги Даниила, и не позднее первых лет жизни Спасителя.
Некоторые оттенки речи могут указывать также на то, что книга написана
египетским иудеем, в Египте.
Уважение древней церкви в книге нашло себе выражение упоминанием в
Апостольских правилах, а также в трудах блаж. Феодорита — и других
церковных писателей.