Исход
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Глава
17
1 И двинулось все общество сынов Израилевых из пустыни Син в путь свой,
по повелению Господню, и расположилось станом в Рефидиме, и не было воды
пить народу.
2 И укорял народ Моисея, и говорили: дайте нам воды пить. И сказал им
Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа?
3 И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты
вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши?
4 Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? еще
немного, и побьют меня камнями.
5 И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою
некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по
воде, возьми в руку твою, и пойди;
6 вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и
пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах
старейшин Израильских.
7 И нарек месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов
Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь
среди нас, или нет?
8 И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме.
9 Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей [сильных] и пойди, сразись с
Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в
руке моей.
10 И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и [пошел] сразиться с
Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма.
11 И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал
руки свои, одолевал Амалик;
12 но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под
него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с
одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения
солнца.
13 И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча.
14 И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши
Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной.
15 И устроил Моисей жертвенник [Господу] и нарек ему имя: Иегова Нисси.
16 Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против
Амалика из рода в род.
1–4.
Стан в Рефидиме, ропот народа. 5–7. Моисей чудесно источает воду из
скалы. 8–16. Битва с амаликитянами.
1 Промежуточными станами между Сином и Рефидимом были Дофка и Алуша (Чис
33:12–13), местоположение которых в точности неизвестно. Движение евреев
определялось «повелением Божьим», т. е. указанием шедшего впереди их
облачного столпа (Исх 40:34–38; Чис 9:15–23). Последний пред Синаем стан
Рефидим полагают или в долине Фейран, отличающейся плодородием и обилием
вод, собирающихся в ручеек, вытекающий из скалы (6), или в долине Шейх,
в местечке Сувейра, где находится камень, называемый седалищем Моисея.
2-3 Со стороны народа ссора с Моисеем состояла в обвинении его за
изведение из Египта и подвержение новому бедствию — смерти от жажды (3).
В ее основе лежало сомнение в божественной помощи: народ не был уверен в
присутствии в своей среде Господа (ст. 7), второй раз (15:24) делал
греховную попытку убедиться, поможет он Моисею или нет (ср. Пс 77:18 и
д.); ввиду этого ссора и являлась искушением Бога.
4-5 С чудодейственным жезлом (7:20; 14:16) в руках Моисей выступает пред
народом в качестве чудотворца. Евреи поверят ему, как посланнику Божию
(14:31), исчезнет намерение убить его, а потому ему нет оснований
бояться смерти: «пройди перед народом».
6-7 Присутствие в руках Моисея чудодейственного жезла убеждало народ и
его в предстоящем совершении чуда, в том же самом удостоверяли Моисея
слова: «вот Я стану пред тобою». Ты не будешь оставлен Мною, Я буду сам
присутствовать и совершу чудо, как бы говорит Господь (Пс 77:15–20;
104:41; 113:8). «В Хориве», не на горе этого имени, так как в данное
время евреи не подошли еще и к Синаю, а в носящем данное имя горном
хребте. «Камень, из которого потекла вода, как говорит Апостол Павел,
есть Христос (1 Кор 10:4), для неверных сухой и упорный, а как скоро кто
приложит жезл веры, делающейся удобоприемлемым для жаждущих и текущим
внутрь приемлющих Его» (Григорий Нисский).
8 Амаликитяне, потомки Исава через сына его Елифаза (Быт 36:12), —
кочевой, живущий грабежом, народ, занимали пространство между Идумеей и
Синаем. Судя по свидетельству Втор 25:18, они напали не на главные силы
и массы народа, а на последние, утомившиеся в пути и потому отставшие,
ряды.
9 Иисус, первоначально называемый Осией, — сын Навина из колена Ефремова
(Чис 13:8, 16). Только что роптавший, недовольный Моисеем народ не мог
по своему настроению принять участие в битве во всем своем составе; для
нее избираются лица отважные, не потерявшие присутствия духа (ср. Суд
7:1 и д.). Обещание встать с жезлом Божиим, жезлом чудодейственным (см.
выше ст. 5), есть не что иное, как уверение в предстоящей победе над
врагами.
10 По мнению Иосифа Флавия, упоминаемый в настоящем случае Ор есть одно
и то же лицо с Ором, дедом известного художника, строителя скинии
Веселеила и сыном Халева из колена Иудина (Исх 31:2; 35:30; 38:22; 1 Пар
2:19, 50; 4:1, 4; 2 Пар 1:5). Иудейское предание, отмечаемое Иосифом
Флавием называет его мужем сестры Моисеевой Мариам. Насколько
справедлива и верна еврейская традиция, сказать довольно трудно. Но она
в достаточной мере объясняет тот факт, почему Моисей избирает в данном
случае Ора; вместе с Аароном он — его ближайший родственник.
11-12 «Не потому только, — говорит Иустин философ, — народ одерживал
победу, что Моисей молился, но и потому, что в то время, как имя Иисуса
было во главе битвы, сам он, Моисей, делал знамение креста».
13-14 Израиль, как святыня Господня, является неприкосновенным; всех
обижающих его настигает бедствие (Иер 2:3). Это общее правило
применяется и к амаликитянам (1 Цар 15:2, 3). Приказание об истреблении
записывается для того, чтобы впоследствии не было забыто.
15-16 Израиль сражался под знаменем Всевышнего, которое держал в своих
руках Моисей, отсюда и название жертвенника: «Иегова Нисси»;
по-еврейски: Господь — знамя мое. Такой смысл устанавливается выражением
ст. 16: «ибо рука на престоле Господа». Моисей изъясняет название
жертвенника: «Господь — знамя мое» тем, что рука его была на знамени
Всевышнего, держала последнее (слав.: «рукою тайною», LXX: «en ceiri
krufaia» о руке Господа, поборовшей Амалика).