Исход
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Глава
24
1 И Моисею сказал Он: взойди к Господу ты и Аарон, Надав и Авиуд и
семьдесят из старейшин Израилевых, и поклонитесь [Господу] издали;
2 Моисей один пусть приблизится к Господу, а они пусть не приближаются,
и народ пусть не восходит с ним.
3 И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И
отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь,
сделаем [и будем послушны].
4 И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под
горою жертвенник и двенадцать камней, по числу двенадцати колен
Израилевых;
5 и послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и
заклали тельцов в мирную жертву Господу [Богу].
6 Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а другою половиною окропил
жертвенник;
7 и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что
сказал Господь, сделаем и будем послушны.
8 И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который
Господь заключил с вами о всех словах сих.
9 Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин
Израилевых,
10 и видели [место стояния] Бога Израилева; и под ногами Его нечто
подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное.
11 И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они
видели [место] Бога, и ели и пили.
12 И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе
скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения
их.
13 И встал Моисей с Иисусом, служителем своим, и пошел Моисей на гору
Божию,
14 а старейшинам сказал: оставайтесь здесь, доколе мы не возвратимся к
вам; вот Аарон и Ор с вами; кто будет иметь дело, пусть приходит к ним.
15 И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору,
16 и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть
дней, а в седьмой день [Господь] воззвал к Моисею из среды облака.
17 Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов
Израилевых, как огонь поядающий.
18 Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на
горе сорок дней и сорок ночей.
1–11.
Торжественное заключение завета. 12–18. Восхождение Моисея на Синай и
пребывание там сорок суток.
1 Народ, как член заключенного завета (ст. 6–8), допускается в лице
своих представителей — 70 старейшин, глав 70 родов (Исх 1:5), за черту у
подножия горы для поклонения Господу, — выражения своего благоговения и
полной покорности.
2 Повеление ст. 2 касается дальнейшего восхождения Моисея. Вместе с
Аароном, Надавом, Авиудом и 70 старейшинами он поклонился Господу
«издали» (ст. 1–11), не приближался к Нему. После этого он должен взойти
на гору один и приблизиться к Всевышнему (ст. 12, 16, 18). Причина,
удалявшая членов ветхозаветного царства от непосредственного общения с
Богом, т. е. греховность, не уничтожена и доселе: для получения
скрижалей, законов и заповедей восходит на гору один лишь Моисей.
3 После богоявления, бывшего во мраке (20:21), Моисей сошел с горы к
народу и объявил ему «все слова Господни и все законы» — не десятословие,
так как евреи слышали его непосредственно из уст самого Господа, а
законы гл. 20:19–23. Последовавшее за этим обещание народа: «все, что
сказал Господь, сделаем» является выражением добровольного согласия на
вступление в завет, последним моментом пред его заключением (ст. 4 и
д.).
4 По идее завета, обе вступающие в союз стороны должны составлять одно
неразрывное целое. Эта мысль и выражается в дальнейших обрядах. Как
жертвенник, место явления Бога Своему народу (20:21), указывает на
присутствие Всевышнего, так двенадцать столпов означают присутствие
всего народа. При заключении союза находятся налицо обе стороны.
5 В завет с Богом вступает новый, юный Израиль, новый в том смысле, что
он дал обещание отказаться от своей греховной воли и поступать по
заповедям Божьим (ст. 3). Этот-то новый народ и представляется теперь
своими «юношами», первенцами, для которых дальнейшая жизнь впереди.
Принесенные ими от лица всего народа жертвы всесожжения и мирные
выражали всецелую преданность Богу, и благодарность за принятие в завет.
6-8 Как две равные крови, будучи взяты вместе, составляют одно целое,
так и окропленный одной половиной крови народ составляет теперь единое с
Богом, место присутствия Которого — жертвенник — окропляется другой
половиной крови. Повествование 24 гл. кн. Исход о жертвоприношении при
вступлении израильтян в завет с Богом значительно расходится со
свидетельством о том же предмете Послания к Евреям (9:19–21). По словам
Апостола Павла, израильский народ окроплялся кровью тельцов и козлов,
причем кровь была смешана с водой и кропилась посредством червленой
шерсти и иссопа; окроплялся не только народ, но и книга закона, скиния и
все богослужебные сосуды. По одному объяснению, разноречие произошло от
того, что Апостол Павел принял во внимание свидетельство иудейского
предания; по другому же, он имел в виду день очищения. Этот последний
был ежегодным воспоминанием и как бы повторением дня заключения завета
при Синае, а потому и неудивительно, если Апостол отождествил оба эти
дня. В день же очищения, кроме тельцов, приносились в жертву козлы, а
также кропилась кровью скиния и все ее принадлежности (Лев 16).
9-11 Как член заключенного завета, народ допускается для поклонения
Господу. Замечание о поклонении Ему издали (ст. 1), о виде подножия (ст.
10) и о сохранении в живых после видения (ст. 11) ясно свидетельствует,
что поклонившиеся Господу не духовно только созерцали Его, но видели
славу и присутствие Его телесными очами. Но, с другой стороны, явление
им Господа есть появление не Его самого, т. е. не Его сущности и
внутренней жизни, а только Его славы; взошедшие видели только подножие в
том явлении, в котором открылось присутствие божества. Созерцание Бога,
не сопровождавшееся смертью созерцавших, служило знаком Его благоволения
к народу еврейскому. Как ранее, находясь вне завета, он не мог взойти на
гору и остаться живым (19:24), так теперь, удостоенный союза с Богом,
остается цел и невредим.
12 Как видно из последних слов ст. 11: «ели и пили», повеление о новом
восхождении на Синай дано было Моисею после того, как он сошел со
старейшинами с горы. Цель нового восхождения — получение «скрижалей
каменных, закона и заповедей, которые Господь написал для научения». Не
отмеченное в настоящем случае, число скрижалей указано в других местах
(31:18; 32:15); их было две, и каждая была исписана с обеих сторон
(32:15). Слова: «закон и заповедь» едва ли могут означать десятословие,
начертанное на скрижалях, так как оно обыкновенно называется
«откровением», «словами завета», «десятословием» (25:16; 31:18; 32:15;
34:28; 40:20; Втор 10:4). «Закон и заповедь» указывают на те законы и
повеления, которые даны Моисею во время его пребывания на горе и
изложены в главах 25–31. Сообразно с этим выражение: «которые Я написал
в научение их» должно относить только к скрижалям.
13 В восхождении Моисея с Иисусом Навином усматривается действие
божественного Промысла, давшего возможность проявиться неверию евреев.
Если бы Иисус Навин остался в стане, то он, предполагают, не допустил бы
народ до поклонения золотому тельцу. Как можно заключать из 2 ст. данной
главы, а равно 11 ст. 33 гл., Иисус Навин хотя и находился на горе, но
не в одном месте с Моисеем.
14 Заместителями Моисея при разборе важных дел являются ближайшие его
помощники — Аарон и Ор (17:10 и далее).
15-18 Законодательство продолжается при той же, что и ранее, обстановке
(19:18).