Исход
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Глава
29
1 Вот что должен ты совершить над ними, чтобы посвятить их во священники
Мне: возьми одного тельца из волов, и двух овнов без порока,
2 и хлебов пресных, и опресноков, смешанных с елеем, и лепешек пресных,
помазанных елеем: из муки пшеничной сделай их,
3 и положи их в одну корзину, и принеси их в корзине, и вместе тельца и
двух овнов.
4 Аарона же и сынов его приведи ко входу в скинию собрания и омой их
водою.
5 И возьми [священные] одежды, и облеки Аарона в хитон и в верхнюю ризу,
в ефод и в наперсник, и опояшь его по ефоду;
6 и возложи ему на голову кидар и укрепи диадиму святыни на кидаре;
7 и возьми елей помазания, и возлей ему на голову, и помажь его.
8 И приведи также сынов его и облеки их в хитоны;
9 и опояшь их поясом, Аарона и сынов его, и возложи на них повязки и
будет им принадлежать священство по уставу на веки; и наполни руки
Аарона и сынов его.
10 И приведи тельца пред скинию собрания, и возложат Аарон и сыны его
руки свои на голову тельца [пред Господом у дверей скинии собрания];
11 и заколи тельца пред лицем Господним при входе в скинию собрания;
12 возьми крови тельца и возложи перстом твоим на роги жертвенника, а
всю [остальную] кровь вылей у основания жертвенника;
13 возьми весь тук, покрывающий внутренности, и сальник с печени, и обе
почки и тук, который на них, и воскури на жертвеннике;
14 а мясо тельца и кожу его и нечистоты его сожги на огне вне стана: это
- жертва за грех.
15 И возьми одного овна, и возложат Аарон и сыны его руки свои на голову
овна;
16 и заколи овна, и возьми крови его, и покропи на жертвенник со всех
сторон;
17 рассеки овна на части, вымой [в воде] внутренности его и голени его,
и положи их на рассеченные части его и на голову его;
18 и сожги всего овна на жертвеннике. Это всесожжение Господу,
благоухание приятное, жертва Господу.
19 Возьми и другого овна, и возложат Аарон и сыны его руки свои на
голову овна;
20 и заколи овна, и возьми крови его, и возложи на край правого уха
Ааронова и на край правого уха сынов его, и на большой палец правой руки
их, и на большой палец правой ноги их; и покропи кровью на жертвенник со
всех сторон;
21 и возьми крови, которая на жертвеннике, и елея помазания, и покропи
на Аарона и на одежды его, и на сынов его, и на одежды сынов его с ним,
- и будут освящены, он и одежды его, и сыны его и одежды их с ним.
22 И возьми от овна тук и курдюк, и тук, покрывающий внутренности, и
сальник с печени, и обе почки и тук, который на них, правое плечо
[потому что это овен вручения священства],
23 и один круглый хлеб, одну лепешку на елее и один опреснок из корзины,
которая пред Господом,
24 и положи все на руки Аарону и на руки сынам его, и принеси это,
потрясая пред лицем Господним;
25 и возьми это с рук их и сожги на жертвеннике со всесожжением, в
благоухание пред Господом: это жертва Господу.
26 И возьми грудь от овна вручения, который для Аарона, и принеси ее,
потрясая пред лицем Господним, - и это будет твоя доля;
27 и освяти грудь приношения, которая потрясаема была и плечо
возношения, которое было возносимо, от овна вручения, который для Аарона
и для сынов его, -
28 и будет это Аарону и сынам его в участок вечный от сынов Израилевых,
ибо это - возношение; возношение должно быть от сынов Израилевых при
мирных жертвах [сынов Израилевых], возношение их Господу.
29 А священные одежды, которые для Аарона, перейдут после него к сынам
его, чтобы в них помазывать их и вручать им священство;
30 семь дней должен облачаться в них [великий] священник из сынов его,
заступающий его место, который будет входить в скинию собрания для
служения во святилище.
31 Овна же вручения возьми и свари мясо его на месте святом;
32 и пусть съедят Аарон и сыны его мясо овна сего из корзины, у дверей
скинии собрания,
33 ибо чрез это совершено очищение для вручения им священства и для
посвящения их; посторонний не должен есть сего, ибо это святыня;
34 если останется от мяса вручения и от хлеба до утра, то сожги остаток
на огне: не должно есть его, ибо это святыня.
35 И поступи с Аароном и с сынами его во всем так, как Я повелел тебе; в
семь дней наполняй руки их.
36 И тельца за грех приноси каждый день для очищения, и жертву за грех
совершай на жертвеннике для очищения его, и помажь его для освящения
его;
37 семь дней очищай жертвенник, и освяти его, и будет жертвенник святыня
великая: все, прикасающееся к жертвеннику, освятится.
38 Вот что будешь ты приносить на жертвеннике: двух агнцев однолетних
[без порока] каждый день постоянно [в жертву всегдашнюю];
39 одного агнца приноси поутру, а другого агнца приноси вечером,
40 и десятую часть ефы пшеничной муки, смешанной с четвертью гина битого
елея, а для возлияния четверть гина вина, для одного агнца;
41 другого агнца приноси вечером: с мучным даром, подобным утреннему, и
с таким же возлиянием приноси его в благоухание приятное, в жертву
Господу.
42 Это - всесожжение постоянное в роды ваши пред дверями скинии собрания
пред Господом, где буду открываться вам, чтобы говорить с тобою;
43 там буду открываться сынам Израилевым, и освятится место сие славою
Моею.
44 И освящу скинию собрания и жертвенник; и Аарона и сынов его освящу,
чтобы они священнодействовали Мне;
45 и буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом,
46 и узнают, что Я Господь, Бог их, Который вывел их из земли
Египетской, чтобы Мне обитать среди них. Я Господь, Бог их.
1–14.
Обряды посвящения первосвященников и священников и жертвоприношение за
них. 15–18. Жертва всесожжения. 19–37. Жертва посвящения. 38–44. Об
ежедневных жертвах. 45–46. Обещание Господа обитать среди сынов
Израилевых.
1-3 Приготовительные к посвящению действия. Приведение к скинии
жертвенных животных: тельца, приносимого в жертву за грех (ст. 14), овна
— в жертву всесожжения (ст. 18) и второго овна, предназначенного в
жертву посвящения (Лев 8:22). Вместе с кровавыми жертвами должна быть
принесена и бескровная в главнейших видах (Лев 2:16), сообразно с чем и
заготовляется для нее соответствующий материал.
4-9 Первый акт посвящения — омовение водой, облачение и возлияние елея.
4 Каждому частному случаю служения Аарона и его сыновей при скинии
предшествовало омовение рук и ног (30:18–21; 40:30–32). И так как
посвящение вводило в служение, являлось началом его, то и служение
вообще предваряется омовением не всего тела, что предполагает
непристойное в присутствии всего народа обнажение (Лев 8:3, 6), а по
аналогии с обычным — омовением рук и ног. Являясь указанием на
необходимость телесной чистоты, оно говорило и о той чистоте душевной,
которой должны отличаться посвящаемые, как служители Божии.
5-6 Омовением предваряется служение при скинии; оно же требует
соответствующих одежд (28:3–4). Поэтому, как будущие служители скинии,
сперва Аарон, а затем его сыновья облачаются в одежды священнослужения,
получают первые знаки своего сана.
7 Цель помазания Аарона особо приготовленным елеем (30:22–25), обильно
возлитым на главу его (Пс 132:2), заключалась в «освящении» помазуемого
(30:30; Лев 8:12). Как самое освященное миро выделялось из круга
предметов житейского обихода (30:32–33), так и помазуемые им вещи и лица
освящались, назначались для священных целей. В таком смысле употреблен
данный термин в замечании о первосвященнике: «на голове его елей
помазания, и он освящен, чтобы облачаться в священные одежды» (Лев
21:10; ср. ст. 12). По мнению других, помазание служило знаком сообщения
Аарону особых благодатных сил, необходимых ему для прохождения служения.
Но Библия не дает оснований для такого понимания.
8-9 Сопровождалось ли облачение сынов Аарона помазанием, об этом не
говорит ни данная глава, ни параллельная ей 8 гл. кн. Левит. Что же
касается других, освещающих данный вопрос, мест, то между ними
замечается разногласие. В то время как по указанию одних, — Лев 6:13, 15
(евр.); 16:32; 21:10, 12; в Лев 16:32; 21:10, 12 говорится о помазании
сынов Аарона. Исх 28:41; 30:30; 40:14–15; Лев 10:6–7; Чис 3:3. Если два
первых и последнее место могут возбуждать сомнение в тождестве помазания
священников с помазанием первосвященника, то третье и четвертое не
оставляют для него места. «Помажь их, — говорится в Исх 40:15, — как ты
помазал отца их». Аарону и его сыновьям, Елеазару и Ифамару, нельзя
предаваться печали по умершим Надаву и Авиуду и выходить из скинии,
«потому что на них елей помазания Господня» (Лев 10:7).
10-28 Второй акт посвящения — принесение жертв — вводил Аарона и его
сынов в должность и права священства, для которого они были отделены
предшествующими действиями. Подобный смысл соединяется с ним на
основании слов ст. 9: «наполни руки Аарона и сынов его». Как видно из 1
Пар 29:5 и 2 Пар 29:31, «выражение наполнить руки для Всевышнего»
означает: «запасаться тем, что приносится Богу». Аарон и его сыновья не
сами запаслись «тем, что приносится Господу», в настоящем случае,
жертвами, а через Моисея: он «наполнил им руки», т. е. через него
приобрели жертвы, получили право на их совершение.
10-14 Кровь жертвы за грех — тельца не вносилась в святилище, как это
требовалось впоследствии (Лев 4:5–7), а только возлагалась на рога
жертвенника всесожжений. Причина этого заключалась в том, что посвящение
Аарона и его сыновей не было еще кончено. Он не был еще
первосвященником, а сыновья его священниками. Мясо же жертвы за грех
сожигалось, однако, вне стана, подобно тому, когда кровь жертвы
вносилась в святилище (Лев 4:11–12). Объяснение этой особенности
заключается в следующем. По общему правилу мясо должен был бы есть
священнодействовавший в данном случае Моисей, но он не мог есть мясо
жертвы за грех, так как не был священником.
15-18 Жертва всесожжения была совершена с соблюдением указанных законом
обрядов (Лев 1:3 и д.).
19-20 Первой особенностью жертвы посвящения было возложение ее крови на
край правого уха и на большие пальцы правой руки и правой ноги
посвящаемых. Через ухо, руку и ногу помазуются члены, которыми
священники совершают свое служение. Ухо помазуется для того, чтобы оно
лучше слышало закон и свидетельство Божие; рука — для того, чтобы она
точно исполняла заповеди Божии и священнические обязанности; нога — для
того, чтобы она беспорочно ходила в святилище. «Помазуются, говорит
Кирилл Александрийский, все члены правой стороны и как бы в последней
своей части, т. е. на краях: край, сказано, уха, равно также и ноги и
руки, потому что всякое доброе деяние благородно и право, не имеет
ничего как бы левого или порочного и до краев доходит, т. е. до конца
или до целого, ибо посвященным Богу надлежит быть правыми в освящении и
до конца в терпении, и весьма неразумно возвращаться назад, как бы не
решаясь довести до конца добро».
21 Второй особенностью жертвы посвящения было кропление посвящаемых и их
одежд смешанной с миром кровью. Одежда указывает на известную должность,
а должность — на известным образом одетую личность. Личность и одежда
вместе образуют таким образом священника. Поэтому и освящение той и
другой должно было совершиться зараз. При заключении завета при Синае
достаточно было окропить народ одной жертвенной кровью, без прибавления
к ней елея, так как народ не обязывался проходить никакой особенной
должности; между тем с посвящением священников на них возлагалось особое
служение; поэтому необходимо было к очистительной силе крови
присоединить еще освящающее действие мира.
22-25 Возложение на руки священников тех частей жертвенного животного,
которые должны быть пожертвованы Богу, а равно и хлебного приношения в
трех видах (хлеб, оладья и лепешка) и потрясение всего этого прежде
сожжения на жертвеннике означает вручение посвящаемых жертв, которые они
должны будут приносить Всевышнему, или — наделение их дарами, которые
они, как священники, всегда должны будут приносить Богу. Такой именно
смысл усвояется данным обрядовым действиям выражением ст. 22: «это овен
вручения священства».
26 Моисей, как исполнявший вместо Аарона и его сынов весь обряд
жертвоприношения и представлявший на этот раз в своем лице все
священство, получил ту долю жертвы, которая принадлежала всем
священникам, именно грудь потрясения (Лев 8:29 и д.).
27-28 Самым действием воздвижения и возношения грудь и бедро освящаются
и изымаются из общего употребления, из употребления не посвященными
людьми. Они возносятся Господу: «это — возношение». Поднесенное же
Господу не может возвратиться в пользу принесших мирян; сам Бог отдает
поднесенное Ему Своим освященным служителям. Поэтому то, что поступило
теперь в пользу Моисея, впоследствии, на будущее время должно отдаваться
первосвященнику — Аарону и сыновьям его — священникам.
29-30 Как известные части от мирной жертвы поступают в пользу не только
Аарона и его сынов, но и всех будущих первосвященников и священников,
так точно и облачение предназначается не для одного Аарона, но и для
всех его преемников. В этом наследственном облачении они должны будут
принимать помазание и вручение священства в течение семи дней.
31-33 Как и всякая мирная жертва, жертва посвящения закончилась трапезой
(ср. Лев 7:15 и д.). И если трапеза выражала мысль об общении, то в
настоящем случае она указывала на то, что Аарон и его сыновья
принимаются в особенный священнический союз с Богом, в благах и
благословениях которого никто не мог иметь части, кроме очищенных
священников. Поэтому никто посторонний и не мог вкушать ее.
34 Повеление о сожжении оставшегося из мяса и хлеба должны были привести
в исполнение сами посвящаемые (Лев 8:32). Основание, по которому
запрещено доедать на другой день остатки мяса от овна посвящения и от
хлебов, указано в словах: «ибо это святыня». Оставшееся к другому дню
могло или от случайного недосмотра в деле сбережения, или от действия
воздуха и т. п. подвергнуться некоторому изменению, порче, не вполне
благоговейному хранению (Лев 7:19 и д.). Повелением сжечь остатки
святыня ограждалась от подобных случайностей.
35 Чтобы освящение было полным и совершенным, Аарон и его сыновья должны
было безотлучно оставаться при скинии семь дней (Лев 8:33). Все они были
днями посвящения, и в каждый из них повторялись те же самые обряды,
какие имели место и первый день (Лев 8:33–34).
36-37 Приношение в жертву тельца за грех посвящаемых (ст. 1, 14) имело и
другое значение, — служило средством очищения и освящения жертвенника.
Он будет очищаться и освящаться, во-первых, самим принесением на нем
жертвы, а во-вторых, помазанием его елеем (Лев 8:10–11). Помазание
священным елеем выделяло все из круга предметов и явлений житейского
обихода (30:29). Освящение и очищение жертвенника должно совершаться,
как и посвящение Аарона, в течение семи дней.
38-39 За повелением освятить жертвенник следует указание, какие жертвы
должны быть ежедневно приносимы на жертвеннике, лишь только он и
священные лица получат освящение.
Для всегдашней ежедневной жертвы всесожжения (ст. 42) назначаются два
однолетних агнца (ср. Чис 28:3 и д.); одного следует приносить утром, в
начале дня, часу в седьмом, другого вечером («между вечерами», — см. Исх
12:6). Как начало дня, так и конец его освящаются выражением полной
преданности Богу.
40-41 По общему закону Чис 15, кровавая жертва соединяется с хлебным
приношением, для которого назначается 1/10 ефы пшеничной муки, 1,4 гина
выбитого елея и столько же вина. Предметами бескровной жертвы служили
главные дарованные Творцом (Пс 103:14, 15) средства для сохранения
человеческой жизни и для земного довольства, а потому в ней находила
полное, наиболее наглядное выражение основная идея жертвы — мысль о
самопожертвовании.
42 Неуклонное исполнение закона об ежедневных жертвах всесожжения снова
вменяется во всегдашнюю обязанность народу еврейскому, причем указано и
основание для этого. Оно заключается в том, что в скинии собрания
Господь будет являть Свое особое присутствие, будет открываться и
говорить. Благоговейное отношение к Его присутствию и должно выражаться,
между прочим, неопустительным принесением Ему ежедневных жертв.
43 Такое благоговейное отношение тем более необходимо, что скиния служит
местом откровения Господа не одному Моисею, но и другим сынам Израиля.
Постоянное явление славы Божией освятить скинию, сделает ее местом
святым.
44 Если сам Бог освятит скинию Своим пребыванием, освятит и служащих
Ему, то сыны Израиля должны неопустительно свидетельствовать свое
благоговение к пребывающему в их святилище Божеству приношением
заповеданных жертв, как дара любви, благодарности и покорности.