Книга Бытия
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
Глава
19
1 И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот
Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до
земли
2 и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте
ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет,
мы ночуем на улице.
3 Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он
сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели.
4 Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого
до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом
5 и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь?
выведи их к нам; мы познаем их.
6 Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь,
7 и сказал [им]: братья мои, не делайте зла;
8 вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к
вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего,
так как они пришли под кров дома моего.
9 Но они сказали [ему]: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет
судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень
приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь.
10 Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь
[дома] заперли;
11 а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до
большого, так что они измучились, искав входа.
12 Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли
твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из
сего места,
13 ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к
Господу, и Господь послал нас истребить его.
14 И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя
дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь
истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.
15 Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань,
возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не
погибнуть тебе за беззакония города.
16 И как он медлил, то мужи те [Ангелы], по милости к нему Господней,
взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и
поставили его вне города.
17 Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не
оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся
на гору, чтобы тебе не погибнуть.
18 Но Лот сказал им: нет, Владыка!
19 вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость
Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу
спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть;
20 вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, - он же мал;
и сохранится жизнь моя [ради Тебя].
21 И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну
города, о котором ты говоришь;
22 поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не
придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор.
23 Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор.
24 И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с
неба,
25 и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей
городов сих, и [все] произрастания земли.
26 Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом.
27 И встал Авраам рано утром [и пошел] на место, где стоял пред лицем
Господа,
28 и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и
увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи.
29 И было, когда Бог истреблял [все] города окрестности сей, вспомнил
Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал
города, в которых жил Лот.
30 И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо
он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его.
31 И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле,
который вошел бы к нам по обычаю всей земли;
32 итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца
нашего племя.
33 И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с
отцом своим [в ту ночь]; а он не знал, когда она легла и когда встала.
34 На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом
моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим
от отца нашего племя.
35 И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с
ним; и он не знал, когда она легла и когда встала.
36 И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего,
37 и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав [говоря: он от отца
моего]. Он отец Моавитян доныне.
38 И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми [говоря: он
сын рода моего]. Он отец Аммонитян доныне.
Лот
оказывает гостеприимство двум Ангелам.
1 «И пришли те два Ангела в Содом вечером…» Повествование этой главы
служит непосредственным продолжением предшествующей: те два Ангела или
мужа, о которых сказано, что они после полуденной трапезы у Авраама
пошли в Содом (18:1 и 22), теперь, к вечеру того же самого дня, достигли
цели своего путешествия, т. е. подошли к воротам Содома.
От Мамре, по дороге на Беэр-Шеву, потом, не доходя 10 километров до нее,
поворот на восток, через Арад, по старой исторической дороге — всего
около 90 километров до Содома, (иначе — через горы, напрямик, километров
50) — пешком те же Ангелы в человеческом облике никак не могли дойти с
полудня до вечера. Скорее всего, эти ангелы тоже направились в Содом, но
прибыли туда к утру, когда начались ужасные события. А к Лоту пришли два
других Ангела.
В славянской Библии — «Приидоста же два Аггела в Содом в вечер» —
«пришли два Ангела в Содом вечером». В русском варианте сделан акцент на
словах «те два Ангела». Цель такого акцента очевидна — еще раз
попытаться убедить читателя в том, что третий Ангел и был Всевышним в
образе земного человека. Видимо, подобное уточнение присутствует в
еврейском тексте.
«Лот сидел у ворот Содома…» Ворота города, по обычаю древнего Востока,
были тем же самым, что «агора» у греков, или «форум» у римлян, т. е.
общественным местом свидания и прогулки жителей города, а также центром
всех судебных и торговых дел (23:10; 34:20; Втор 21:19; Руфь 4:1–2;
Притч 31:23 и др.).
2-3 «Лот увидел и встал, чтобы встреть их и поклонился лицом до земли и
сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего… и умойте ноги ваши,..
сильно упрашивал их,.. Он сделал Им угощение и испек пресные хлебы…» Все
поведение Лота в отношении к проходящим двум странникам изображается
здесь приблизительно теми же самыми чертами, как и гостеприимство
Авраама в предшествующей главе (18:2–8). Отсюда видно, что племянник в
высокой степени унаследовал от дяди его страннолюбие и гостеприимство,
за что он похваляется и ставится в пример для нашего подражания и у
Апостола Павла (Евр 13:2).
Нечестивые содомляне поражаются слепотой.
4 «городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ…
окружили дом…» Слух о приходе к Лоту и остановке у него двух молодых
красивых юношей (в образе которых обыкновенно являлись Ангелы, — Мк
16:5; ср. 1 Цар 29:9 и др.) успел распространиться по городу, и вот
жители его, движимые отчасти праздным любопытством, а еще более
преступными намерениями (5 ст.), собираются с различных концов города,
без различия возраста и положения, к дому Лота.
5 «и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь?
выведи их к нам; мы познаем их…» Из этих слов видно, что поведение
собравшейся толпы содомлян было вызывающим: оно угрожало как самому Лоту
— нарушением его священного долга гостеприимства, так и еще больше его
гостям — поруганием их чести. На характер последнего выразительно
указывают стоящие здесь слова: «да познаем их», имеющие в Библии весьма
определенный, специфический смысл (4:1; 24:16 и др.), выражающий мысль о
половом акте. Вся тяжесть преступного поведения содомлян состояла в
ненормальности и извращенности их полового чувства, порождавшей
противоестественные пороки деторастления и мужеложства, получившие после
техническое наименование «содомского греха». О широкой практике всех
этих чудовищных преступлений между нечестивыми хананеями и особенно
среди развратных содомлян свидетельствует целый ряд библейских мест (Лев
18:22; Ис 3:9; 2 Пет 2:6–8; Иуд 7 и др.).
Поэтому вполне естественно, что гости Лота, отличавшиеся молодостью и
красотой, могли с особенной силою возбудить похотливые желания содомлян.
6 С опасностью для собственной жизни, Лот выходит к этой озверевшей
толпе и сначала лаской, а затем даже и жертвой пытается отклонить ее от
ее преступного намерения.
7 «братья мои, не делайте зла…» Обращаясь к ним с таким братским
приветствием, Лот думал пробудить в них лучшие чувства и подействовать
на их благоразумие; но это было напрасно, так как, при господстве
разнузданности низших инстинктов, все высшие и благородные чувства были
уже мертвы у содомлян.
8 «вот, у меня две дочери,.. лучше я выведу их к вам… только людям сим
не делайте ничего…» Видя безуспешность своего увещания, Лот решается на
крайнее средство; ради спасения чести своих гостей он готов пожертвовать
честью своих незамужних, хотя уже и обрученных (14 ст.), дочерей.
Блаженный Августин делает упрек Лоту за подобное предложение, но святой
Иоанн Златоуст и большинство других толкователей видят в нем акт
самопожертвования, или, по крайней мере, лучший выход из его крайне
затруднительного положения; «из двух зол (поругание гостей, или лишение
чести дочерей) он выбирает меньшее», как говорит святой Амвросий
Медиоланский.
9 «Но они сказали… вот пришелец, и хочет судить…» Образ жизни и
поведения праведного, живущего в обществе закоренелых грешников,
является немым, но тем на менее весьма красноречивым обличением
последних. В подобном именно положении находился и Лот, живя среди
содомлян и ежедневно мучаясь, глядя на их беззакония, как говорит
Апостол Петр (2 Пет 2:8). Видя в нем человека совершенно иного
настроения, содомляне и без того питали к нему враждебные чувства (2 Пет
2:7). Теперь же, когда Лот осмелился выступить к ним с увещанием и
воспрепятствовать их гнусным намерениям, негодование содомлян на него
возрастает настолько, что начинает грозить его жизни.
«и подошли чтобы выломать дверь…» Т. е. уже приступили к осуществлению
своих угроз.
10 «Тогда мужи те простерли руки свои, и ввели Лота…» В награду за
великодушную защиту их чести, небесные гости Лота, спасают теперь его в
критическую для него минуту; этим чудом они впервые обнаружили перед
Лотом свою истинную природу.
11 «а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою…» По мнению
большинства экзегетов, наказание неистовых содомлян не было простой
физической слепотой, или полным лишением их зрения, а состояло в слепоте
ума и внешних чувств, т. е. в некотором беспорядке ощущений и
воображения, препятствовавшем им различать и узнавать предметы,
наподобие поражения аналогичной слепотой сирийских войск по молитвам
пророка Елисея (4 Цар 6:15–20) или слепоты Савла (Деян 9:8–9) и волхва
Елимы (Деян 13:11).
Лот спасается бегством в Сигор.
12 «кто у тебя есть еще здесь? всех выведи из сего места…» В награду за
оказанное Лотом высокое гостеприимство и в память ходатайства Авраама
(18:23–32; ср. 19:29) Господь являет особенную милость дому Лота, обещая
спасение всем его членам, кого бы только ни захватил Лот с собою.
13 «велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить
его…» Вопли несчастных, поруганных и угнетенных содомлянами, не
находившие себе справедливого суда здесь на земле, дошли до небес и там
нашли себе всеправедного Судью и должного Воздаятеля (4:10; 18:20). И
так как жители Содома доказали свою полную нераскаянность, так что
продолжение их жизни лишь увеличивало бы степень их виновности, то
правосудный Бог и решается прекратить такое их существование наподобие
того, как Он некогда поступил и со всем допотопным человечеством
(6:5–7).
14 «Но зятьям его показалось, что он шутит…» Некоторое недоумение
вызывает здесь то обстоятельство, что у Лота уже были зятья, тогда как
выше было сказано, его две его дочери еще не знали мужей (8 ст.). Оно
обыкновенно решается так, что дочери Лота были уже помолвлены и
находились, так сказать, накануне самого брака, так что Лот в этом
смысле мог заранее назвать их женихов своими зятьями.
15-16 «Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота… и как он медлил…
вывели его…» «Кажется, недоверчивая улыбка зятьев несколько
подействовала на слабого характером Лота, и он сам стал колебаться
оставлять город, жалея, вероятно, имущество и не вполне уверенный в
предсказании Ангелов. Поэтому Ангелы «по милости Господней» выводят его
силой» (Властов). Обращает на себя внимание также и то, что здесь
впервые два мужа определенно названы «Ангелами» (15 с.)
17 «один из них сказал: спасай душу свою…» На основании всего
последующего контекста (18, 21, 24) в этом одном Ангеле, властно ведущем
от своего лица всю дальнейшую беседу с Лотом, некоторые комментаторы
усматривает «Ангела Господня», (Ангела Иеговы) который выступал главным
действующим лицом и в предшествующей главе (18).
«спасай душу свою…» «Душа» здесь взята, как синоним «жизни», в качестве
основной ее сущности.
«не оглядывайся назад и нигде не останавливайся…» Ближайший смысл такого
запрещения состоял в том, чтобы ускорить бегство Лота, так как всякое
промедление и остановка могли грозить для него гибелью, а дальнейший,
нравственный — заключался в том, что такой прощальный взор на покинутый
Лотом город свидетельствовал бы об его сочувствии и сожалении этого
города, что, при виде разразившейся над ним небесной кары, было бы
равносильно косвенному порицанию самого Бога за жестокость Его суда.
Наконец, всякое обращение назад неодобрительно еще и потому, что оно
свидетельствует о недостатке у человека твердости характера и силы воли
и о некоторой предосудительной нерешимости его идти по раз избранному
пути (Мф 24:18; Флп 3:13–14 и др.).
18-19 «вот, раб Твой… но я не могу спасаться на гору…» Местом спасения
для Лота и его семейства были назначены горы — по всей вероятности, горы
Моавитские, окружающие с востока долину Иордана. Но он и здесь
обнаруживает недостаток мужества и слабость воли, искушая божественное
милосердие своей малодушной просьбой.
20-21 «вот, ближе бежать в сей город, он же мал…» Охваченный малодушным
отчаянием, Лот думает, что он не успеет достигнуть такого далекого
пункта, как Моавитские горы, и молит Господа, чтобы Он позволил ему
укрыться на полпути к ним, в одном маленьком городке, получившем в
память этого события название Сигор (22 ст.). Лот дважды выставляет на
вид особую незначительность этого городка, с одной стороны, для того,
чтобы тем легче преклонить Господа к своей просьбе, с другой и потому,
чтобы показать, что в нем, как в маленьком городе, не было той ужасающей
испорченности, которая царила в больших городах, и что в силу этого он
скорее других может быть пощажен от разрушения.
22-23 «Потому и назван город сей: Сигор…» Снисходя к просьбе, хотя и
слабого волей, но чистого душой, Лота, Господь не только щадит ради него
маленький город Сигор, но и отсрочивает наказание остальных городов до
прихода Лота в Сигор. Имя этого города с еврейского, более точное —
«Цоар», значит в дословном переводе: «малый, небольшой»; этим самым
указывается и причина его переименования: именно настойчивое указание
Лота на его незначительность (20). Раньше же этот городок носил название
«Белы» (14:2). Большинство ученых географов Палестины полагает, что этот
городок лежал в самом южном пункте Иорданской долины (13:10; Втор 34:3),
на час пути к юго-востоку от Мертвого моря, в той местности, которая
теперь называется Ширбет es-Safia. Следы его существования имеются и от
эпохи римского владычества Zoara у Стеф. Визан., и от времени крестовых
походов («Согар» или «Цогар», по имени которого и само Мертвое море
называется еще «морем Цогар»).
Гибель Содома и Гоморры.
24-25 «И пролил Господь… дождем серу и огонь от Господа с неба… и
ниспроверг города сии…» Здесь, прежде всего, останавливает на себе
внимание некоторая неестественность выражения: «и пролил Господь… от
Господа…»
По объяснению отцов и учителей Церкви (Игнатий Богоносец, Иоанн
Златоуст, Иустин Философ, Афанасий Александрийский, Киприан, Тертуллиан,
и др.), здесь дано раздельное указание на два лица Пресвятой Троицы: на
Бога-Отца и Бога-Сына. Сын Божий или Ангел Господень (Ангел Иеговы), Он
же и Логос, являлся на землю и действовал именем Бога-Отца, Который, по
слову Священного Писания, сам не судит мир, но весь этот суд отдал Сыну
(Ин 5:22–23; 2 Сол 2:8; Откр 1:16; 2:16; 19:15).
(В славянском варианте написано: «И Господь одожди на Содом и Гоморр
жупел, и огонь от Господа с небесе», после «жупел» — запятая. Очевидно,
смысл получается совершенно иной, имеем типично уточняющий библейский
стих, и нет необходимости пришивать сюда Логоса…)
Что касается характера самой катастрофы, разразившейся над четырьмя
городами Пентополя (Содомом, Гоморрой, Адмой и Севоимом, — Втор 29:23;
Ос 11:8), то, основываясь на данных самого текста («дождем серу и огонь…
с неба»), а также принимая во внимание относящиеся к нему библейские
параллели (Втор 29:23; Иер 49:18; 50:40; 2 Пет 2:6), свидетельство
Иосифа Флавия и изыскания новейших ученых, можно предполагать, что она
была двоякого рода: началась она страшным вулканическим извержением,
сопровождавшимся пожаром смоляных болот и источников, во множестве
покрывавших собой долину Сиддим (14:10); а окончилась затоплением всей
этой долины из соседнего соленого озера, наступившим вследствие сильного
понижения почвы, образовавшегося после вулканического извержения. Так
Бог нередко пользуется естественными действиями и явлениями для
обнаружения Своей верховной воли.
Замечательно, что море, образовавшееся на месте некогда цветущей
Иорданской долины «Сиддим» и обыкновенно известное у нас под именем
«Мертвого», в Священном Писании нигде не носит такого эпитета, а
называется или морем равнины (Втор 3:17), или Соленым морем (14:3; Чис
34:3); оба последних названия вполне оправдывают вышеприведенную догадку
о характере небесной кары, совершившейся над нечестивыми городами.
Наконец, в пользу того же предположения говорят и научные изыскания
новейших географов Палестины, по вычислениям которых разность в глубине
северной (древней) и южной (впоследствии образовавшейся) части Соленого
моря сильно бросается в глаза, так как достигает почти 800 футов, и
невольно заставляет предполагать разновременное их происхождение. К
этому же должно добавить, что на южном берегу моря время от времени
находят выбрасываемые с морского дна большие асфальтовые глыбы, явно
вулканического происхождения.
Жена Лотова обращается в соляной столб.
26 «Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом…» Что
наказание жены Лота за ослушание повеления Ангелов (17 ст.), служившее
выражением ее сочувствия к нечестивым, не аллегория, как думали
некоторые, а действительный, исторический факт, об этом свидетельствует
автор кн. Премудрости Соломона (10:7–8) и сам Господь наш Иисус Христос
(Лк 17:32).
Предполагают, что в тот самый момент, когда жена Лота остановилась,
чтобы взглянуть на город, она была охвачена разрушительным,
вулканическим вихрем, который не только мгновенно в том же самом
положении умертвил ее, но и покрыл своего рода асфальтовой корой; с
течением времени эта окаменелая форма приняла на себя и целый ряд
соляных отложений из образовавшегося здесь соляного моря и таким путем
со временем превратилась в большую соляную глыбу, или соляной столб.
Иос. Флавий приводит предание, согласно которому на один из соляных
столбов близ Мертвого моря указывали, как на остатки жены Лота (Древ
1:11, 4), а современные арабы и доселе называют этим именем соляной
столб, около 40 фут. вышины, к востоку от местечка «Усдум», созвучного с
библейским «Содомом».
27-28 «И вcтaл Aвpaaм… и nocмотpeл к Coдoмy и Гoмoppe… и увидел: вот,
дым поднимается с земли…» Данным замечанием бытописателя все это
повествование ставится в самую тесную связь с предыдущим ходатайством
Авраама о спасении праведных в этих нечестивых городах (18:22–32).
Вместе с тем оно еще раз подтверждает наше предположение о страшном
землетрясении и пожаре, жертвой которых пали обреченные на гибель
города.
29 «вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота…» Слова эти многое объясняют
как о настойчивости ходатайства Авраамова за спасение содомлян даже ради
десяти праведников (цифра, к которой быть может приближалось количество
членов Лотовой семьи), так и в особой благосклонности и милости Божией к
Лоту, несмотря на его некоторое колебание и малодушие. Одновременно с
этим данный факт является красноречивым свидетельством того, как «много
может усиленная молитва праведного» (Иак 5:16).
Лот живет в пещере.
30 «И вышел Лот из Сигора, и стал жить в горе, и с ним две дочери его…»
Несмотря на данное Богом Лоту соизволение жить а Сигоре (21–22 ст.), он
еще раз проявляет свое малодушие: бежит из него и скрывается в горах,
вероятно, в тех самых Моавитских горах, которые первоначально и были
назначены ему самим Богом в качестве надежного убежища (17 ст.).
Происхождение моавитян и аммонитян.
31-36 Заключительный раздел исследуемой главы содержит в себе печальную
историю падения Лота. Лот, всю жизнь бывший живым обличением содомлян по
чистоте своих нравов (2 Пет 2:7), под конец своей жизни сам, до
некоторой степени, уподобился им, вступив в преступную связь со своими
дочерями. Подобные противоестественные связи редко практиковалась даже у
язычников (1 Кор 5:1), в законе же Моисеевом за них прямо назначалась
смертная казнь (Лев 18 гл. и Втор 27 гл.). Неудивительно, что многим
экзегетам все это повествование кажется крайне соблазнительным и
маловероятным. Но более вдумчивый анализ текста и принятие во внимание
всех побочных обстоятельств значительно уясняют дело. Что касается
личности самого Лота, то большую половину его вины, как и некогда вины
Ноя (9:21), снимает то обстоятельство, что преступное деяние совершено
было им в состоянии опьянения и без всякого сознания его значения, как
это ясно дважды подчеркивается библейским текстом (окончания 33 и 35
ст.).
Гораздо труднее, конечно, оправдать поведение дочерей Лота, со стороны
которых ясно видно обдуманное намерение и коварный план. Но и здесь
можно указать целый ряд смягчающих их вину обстоятельств: во-первых,
поступком их, как ясно видно из текста, руководило не любострастие, а
похвальное намерение восстановить угасающее семя отца (32 и 34);
во-вторых, прибегли к данному средству, как к единственному исходу в их
положении, так как они, по свидетельству текста, были убеждены, что,
кроме отца, у них нет больше никакого мужчины, от которого они могли бы
получить потомство (31 ст.). Такое ложное убеждение сложилось у них или
потому, что они считали все остальное человечество погибшим, или, что
более вероятно, потому, что никто не хотел иметь общения с ними, как
выходцами из проклятых Богом городов. Наконец, объяснением, а
следовательно, и некоторым извинением поступка дочерей Лота служат
условия обстановки всей предшествующей их жизни в обществе развращенных
содомлян и под непосредственным влиянием недалеко ушедшей от своих
сограждан матери.
37-38 В силу своего взаимного родства, моавитяне и аммонитяне и в Библии
нередко выступают вместе. Как дети греха и беззакония, они являются в
Библии предметом проклятия и отвращения (Втор 23:3; 3 Цар 11:6–7; Ис
16:12–14; 1 Пар 20:3), но, как родственные по плоти избранному народу
еврейскому, они в конце концов имеют получить прощение и спасение (Иер
48:47; 49:6).