Книга Бытия
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
Глава
46
1 И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и
принес жертвы Богу отца своего Исаака.
2 И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я.
3 Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там
произведу от тебя народ великий;
4 Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою
закроет глаза твои.
5 Иаков отправился из Вирсавии; и повезли сыны Израилевы Иакова отца
своего, и детей своих, и жен своих на колесницах, которые послал фараон,
чтобы привезти его.
6 И взяли они скот свой и имущество свое, которое приобрели в земле
Ханаанской, и пришли в Египет, - Иаков и весь род его с ним.
7 Сынов своих и внуков своих с собою, дочерей своих и внучек своих и
весь род свой привел он с собою в Египет.
8 Вот имена сынов Израилевых, пришедших в Египет: Иаков и сыновья его.
Первенец Иакова Рувим.
9 Сыны Рувима: Ханох и Фаллу, Хецрон и Харми.
10 Сыны Симеона: Иемуил и Иамин, и Огад, и Иахин, и Цохар, и Саул, сын
Хананеянки.
11 Сыны Левия: Гирсон, Кааф и Мерари.
12 Сыны Иуды: Ир и Онан, и Шела, и Фарес, и Зара; но Ир и Онан умерли в
земле Ханаанской. Сыны Фареса были: Есром и Хамул.
13 Сыны Иссахара: Фола и Фува, Иов и Шимрон.
14 Сыны Завулона: Серед и Елон, и Иахлеил.
15 Это сыны Лии, которых она родила Иакову в Месопотамии, и Дину, дочь
его. Всех душ сынов его и дочерей его - тридцать три.
16 Сыны Гада: Цифион и Хагги, Шуни и Эцбон, Ери и Ароди и Арели.
17 Сыны Асира: Имна и Ишва, и Ишви, и Бриа, и Серах, сестра их. Сыны
Брии: Хевер и Малхиил.
18 Это сыны Зелфы, которую Лаван дал Лии, дочери своей; она родила их
Иакову шестнадцать душ.
19 Сыны Рахили, жены Иакова: Иосиф и Вениамин.
20 И родились у Иосифа в земле Египетской Манассия и Ефрем, которых
родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского.
21 Сыны Вениамина: Бела и Бехер и Ашбел; [сыны Белы были:] Гера и Нааман,
Эхи и Рош, Муппим и Хуппим и Ард.
22 Это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать душ.
23 Сын Дана: Хушим.
24 Сыны Неффалима: Иахцеил и Гуни, и Иецер, и Шиллем.
25 Это сыны Валлы, которую дал Лаван дочери своей Рахили; она родила их
Иакову всего семь душ.
26 Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл
его, кроме жен сынов Иаковлевых, всего шестьдесят шесть душ.
27 Сынов Иосифа, которые родились у него в Египте, две души. Всех душ
дома Иаковлева, перешедших [с Иаковом] в Египет, семьдесят [пять].
28 Иуду послал он пред собою к Иосифу, чтобы он указал путь в Гесем. И
пришли в землю Гесем.
29 Иосиф запряг колесницу свою и выехал навстречу Израилю, отцу своему,
в Гесем, и, увидев его, пал на шею его, и долго плакал на шее его.
30 И сказал Израиль Иосифу: умру я теперь, увидев лице твое, ибо ты еще
жив.
31 И сказал Иосиф братьям своим и дому отца своего: я пойду, извещу
фараона и скажу ему: братья мои и дом отца моего, которые были в земле
Ханаанской, пришли ко мне;
32 эти люди пастухи овец, ибо скотоводы они; и мелкий и крупный скот
свой, и все, что у них, привели они.
33 Если фараон призовет вас и скажет: какое занятие ваше?
34 то вы скажите: мы, рабы твои, скотоводами были от юности нашей
доныне, и мы и отцы наши, чтобы вас поселили в земле Гесем. Ибо мерзость
для Египтян всякий пастух овец.
Иаков
направляется к Египту, в Вирсавии удостаивается видения.
1-4 Иаков, побуждаемый естественною любовью к Иосифу, без колебаний
принимает решение последовать его предложению переселиться в Египет. Но,
как патриарх богоизбранного племени, он необходимо должен был видеть в
этом переселении весьма решительный шаг, чрезвычайно важный для
последующей судьбы и истории его потомства: еще Аврааму было откровение,
что потомки его будут пришельцами в земле чуждой, будут порабощены и
угнетены, но затем возвратятся в Ханаан (15:13–16).
События, рассказанные 37–45 гл., служили подготовлением к переселению
дома Иакова в Египет. Это переселение имело ввиду, во-первых,
обособление избранной семьи от хананеян, смешение с которыми, уже
начавшееся (38), могло быть весьма пагубно для религиозной миссии
потомства Авраамова; с другой — в Египте с его пренебрежением к азиатам
достигалась эта изолированность избранного народа, а высокое состояние
египетской культуры могло плодотворно влиять на этого носителя истинного
богопочтения. Иаков останавливается именно в Вирсавии потому, что это
место было освящено Авраамом — устройством здесь жертвенника и
богослужением (21:33) и богоявлением Исааку (26:23–24). Инстинктивно
сознавая важность момента (переселения), Иаков приносит торжественную
жертву на месте, освященном историческими воспоминаниями, и испрашивает
благословения Господня на путь.
Бог Завета ободряет Иакова, и сообщает, что по Его воле происходит
теперь переселение Иакова в Египет и Он не оставит его потомство там и
преобразит его в великий народ. Выведение из Египта обещается, конечно,
не Иакову лично, а его потомству. Самому же Иакову обещается, по крайней
мере, мирная кончина и то утешение, что любимый сын его, Иосиф, закроет
глаза ему, ср. 50 гл. Об этом обычае древности говорится, например, у
Гомера (Илиада 11:453; Одиссея 24:294).
5 Укрепленный божественным обетованием благодатного охранения свыше и
утешенный возвещенной ему мирной кончиной на руках любимого сына, Иаков
немедленно со всем своим племенем направляется из Вирсавии в Египет.
Картина переселения какой-то семитической семьи в Египет представлена на
одном барельефе в гробнице фараона Аменхотепа (12-й династии) и
изображает событие, по характеру и эпохе весьма близкое к переселению
семейства Иакова в Египет.
6 Из того, что сказано, что Иаков и сыновья его взяли скот и имущество,
приобретенное в Ханаане, раввины выводили заключение, что все,
принесенное Иаковом из Месопотамии, им было уступлено Исаву.
7 «Дочери» Иакова, из которых известна лишь одна — Дина (34), здесь,
может быть, невестки Иакова.
Родословие ближайших потомков Иакова.
8-25 Дается перечень ближайших потомков Иакова, переселившихся с ним в
Египет или — частью — уже в Египте родившихся. Эта генеалогия, по
понятиям и обычаям древнего Востока вообще и древних евреев в частности,
имела значение чрезвычайно важного документа; с одной стороны она
показывает, что позднейшее деление народа по коленам, поколениям, родам
и т. д. имело корни в соответствующем делении патриархальной семьи, —
показывает, следовательно, и то, что последующее размножение потомства
Иакова в целый народ в Египте происходило путем естественного прироста
населения и естественного развития в политическом и этнографическом
смысле, без насильственного влияния со стороны египтян и их
политического устройства; с другой стороны родословие это могло иметь и
юридическое значение, поскольку доказывало право каждой линии потомства
Иакова на занятие территории в обетованной земле, в силу известного всем
происхождения ее от того или иного сына или внука Иакова.
Не лишенным значения является и число членов данной генеалогии 70, ввиду
символического значения чисел 7, 10, 70 в библейском языке (как и на
языке древности вообще).
«Число 70 во всей священной истории является особенно знаменательным:
оно появляется в таблице народов (Быт 10), в 70 старейшинах Моисеевых, в
иудейском Синедрионе, в 70 учениках Господа, в переводе LXX, в иудейском
счислении народов мира и определении их числом 70. 10 есть число
законченного человеческого развития; 7 — число совершенного дела Божия,
70 же, следовательно, означает совершенное, законченное развитие народа
Божия. Но полное развитие предполагает семя, зерно: это и есть дом
патриарха из 70 душ. Число 70, таким образом, в переселенческой семье
предуказывает священное семя народа Божия» (Негельсбах, Делич).
Число 70 в рассматриваемой родословной получается следующим образом: 1-я
группа — от Лии (ст. 8–15) 33 члена (собственно, включая Дину, 32, но,
вероятно, считается и Иаков), ст. 15; 2-я группа — от Зельфы (16–18) 16
человек; 3-я — от Рахили (19–22) 14 чел.; 4-я — от Валлы 7 чел. Что это
счисление правильно, и 70 не есть круглое число, видно из повторения
этой даты в Исх 1:5; Втор 10:22. LХХ (русск. и слав. перев.) имеют
другую дату: 75, какое число получается, вероятно, от прибавления (в ст.
20) пяти потомков Манассии и Ефрема (75 указано, по т. LXX-ти, и в речи
архидиакона Стефана, Деян 7:14). В сравнении с Чис 26 и 1 Пар 4:8, где
приводится также родословие сыновей Иакова и дальнейшего потомства его,
замечается в Быт 46:8–27 немало особенностей, как-то: различное
написание имен (Быт 46:10 — Иемуил, в Чис 26:12 и 1 Пар 4:24 — Немуил;
Цохар, Быт 46:10 — в Чис 26:13, Зара и т. д.); упоминание (в позднейших
библейских каталогах имен) совершенно новых имен и, наоборот, пропуск
целых отдельных фамилий. При этом редакция 1 Пар нередко расходится с
обеими древнейшими, большей же частью примыкает то к одной (Быт), то к
другой (Чис).
Трудность изъяснения этих вариантов не непреодолима, хотя иногда и
весьма значительна — напр., то, что лица (Ард, Нааман), названные в
Книге Бытие (21) сыновьями Вениамина, в Книге Чисел являются внуками
его. Можно признать каталог Чис 26 более точным в сравнении с Быт 46; но
в целом оба родословия друг друга подтверждают и дополняют. Даже
родословие 1 Пар, несмотря на всю трудность соглашения его показаний с
Быт и Чис, в свою очередь подтверждает непрерывное и неповрежденное
существование в Израиле родословий с древнейших времен, и сильно говорит
против новой библейско-критической школы, отодвигающей редакцию
Пятикнижия ко времени после вавилонского плена, одновременно с
написанием кн. Паралипоменон: различие в родословиях трех данных
редакций в таком случае остаются без всякого объяснения. В целой
родословной таблице упомянуты лишь два женских имени (кроме 4 жен
Иакова, по которым группируется все родословие): дочь Иакова — Дина (ст.
15) и внучка (через Асира) — Серах (ст. 17), что, конечно, соответствует
тому официально-юридическому значению родословий у древних евреев, при
котором имело важность перечисление лишь мужского потомства,
полноправного в политическом и экономическом смысле. Замечание ст. 10,
что Саул, один из сыновей Симеона, был сыном хананеянки, дало повод иуд.
преданию к упомянутому уже отождествлению Дины с этою хананеянкою. Может
быть, проще объясняется это замечание из необычности браков сыновей
Иакова с хананеянками.
26-27 По поводу той близости имен, какая и наблюдается в родословии
времен Иакова — Иосифа (Быт 46) и Моисея (Чис 26) и внесения в список
Быт лиц, родившихся уже в Египте, основательно замечает м. Филарет:
«Прехождению сынов Израилевых в Египет противополагается с одной стороны
постоянное пребывание их в земле Ханаанской, а с другой — постоянное же
пребывание их в Египте. Поэтому первый предел прехождения есть
пришествие Иосифа, последний — кончина Иакова, ибо когда Моисей
замечает, что по кончине Иакова Иосиф остался в Египте сам и весь дом
отца его (50:22), то этим предпочитается, что евреи доселе почитали себя
кратковременными только пришельцами Египта, и помышляли о скором
возвратном переселении. Посему понятно прехождение в Египет, список
перешедших в него представляет состояние племени Иакова по его кончине,
из сего и делается понятным то, как вошли в него рожденные в Египте»
(Зап., ч. II, 246).
Иосиф встречает отца и братьев.
28-30 Целью посольства Иуды к Иосифу со стороны Иакова было желание
побудить Иосифа к скорейшему выезду навстречу отцу своему, что Иосиф не
замедлил сделать. Еврейский текст (lehorot в смысле leheraot) и русский
перевод: «чтобы он указал путь (в Гесем)» — (в смысле приближения к
славянскому переводу) корректирует по самаританскому и греческому
текстам проф. Ф. Г. Елеонский, «Истор. изр. нар. в Египте», приложен. I,
с. 33–43. Здесь видна предпочтительность чтения LXX-ти в ст. 28–29 и, в
частности, доказывается действительное существование и определяется
местоположение Героополиса» (LXX: Hrwwn poliV; слав.: «Иройск град». ст.
28; «Ироон град», ст. 29).
Сцена нежности встречи Иакова и Иосифа не поддается описанию. Из того,
что только об Иосифе говорится, что он плакал, Мидраш заключает, что
Иаков не плакал, а был объят молитвенным восторгом. Во всяком случае,
вступая в этот последний период жизни своей, Иаков был исполнен глубоких
дум о путях провидения в его изменчивой судьбе (ср. 48:15–16). Теперь
более и более дух его отрешается от мира земной жизни и восходит к тому
состоянию духовного созерцания, с высоты которого он произнес свое
вдохновенное пророчество о судьбе своего потомства (50).
31-34 Приготовляя братьев к предстоящей им аудиенции у фараона, Иосиф
настойчиво советует им объявить фараону, что они природные номады, — как
бы предупреждая их от искушения увлечения благами египетской культурной
жизни и оставления пастушеских занятий отцов; указание на занятие отцов
перед египетским фараоном имело особенную силу, так как при кастовости
древнеегипетской жизни всякое занятие здесь было родовым, переходило от
отца к сыну. Был здесь и класс пастухов, как известно из Геродота,
Страбона и Диодора (были стада у фараона по Быт 42:6, 11), тем не менее
египтяне с презрением и ненавистью относились к пастушеским племенам
(пастухи составляли низшую из 7 каст населения, причем особенно
презираемы были свинопасы, Герод. 2:47, 164), ибо:
1) сами они главным занятием своим считали земледелие, составляющее
высшую ступень культуры в сравнении со скотоводством;
2) ненавистное египтянам владычество гиксов, племени пастушеского,
побуждало к ненависти вообще к пастушеским племенам Азии и
3) у номадов Азии приносились в жертву те животные, которых египтяне
боготворили.
Иосиф всячески убеждает братьев не скрывать своего занятия, чтобы им
отведена была для поселения именно удобная для пастбищ земля Гесем (вади
Тумилат), и они не были расселены по городам.