Книга Бытия
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
Глава
48
1 После того Иосифу сказали: вот, отец твой болен. И он взял с собою
двух сынов своих, Манассию и Ефрема [и пошел к Иакову].
2 Иакова известили и сказали: вот, сын твой Иосиф идет к тебе. Израиль
собрал силы свои и сел на постели.
3 И сказал Иаков Иосифу: Бог Всемогущий явился мне в Лузе, в земле
Ханаанской, и благословил меня,
4 и сказал мне: вот, Я распложу тебя, и размножу тебя, и произведу от
тебя множество народов, и дам землю сию потомству твоему после тебя, в
вечное владение.
5 И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего
прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон,
будут мои;
6 дети же твои, которые родятся от тебя после них, будут твои; они под
именем братьев своих будут именоваться в их уделе.
7 Когда я шел из Месопотамии, умерла у меня Рахиль [мать твоя] в земле
Ханаанской, по дороге, не доходя несколько до Ефрафы, и я похоронил ее
там на дороге к Ефрафе, что ныне Вифлеем.
8 И увидел Израиль сыновей Иосифа и сказал: кто это?
9 И сказал Иосиф отцу своему: это сыновья мои, которых Бог дал мне
здесь. [Иаков] сказал: подведи их ко мне, и я благословлю их.
10 Глаза же Израилевы притупились от старости; не мог он видеть ясно.
Иосиф подвел их к нему, и он поцеловал их и обнял их.
11 И сказал Израиль Иосифу: не надеялся я видеть твое лице; но вот, Бог
показал мне и детей твоих.
12 И отвел их Иосиф от колен его и поклонился ему лицем своим до земли.
13 И взял Иосиф обоих [сыновей своих], Ефрема в правую свою руку против
левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к
нему.
14 Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя
сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так
руки свои, хотя Манассия был первенец.
15 И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои
Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего
дня,
16 Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих;
да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да
возрастут они во множество посреди земли.
17 И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову
Ефрема; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы
переложить ее с головы Ефрема на голову Манассии,
18 и сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой, ибо это - первенец;
положи на его голову правую руку твою.
19 Но отец его не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него
произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше
его, и от семени его произойдет многочисленный народ.
20 И благословил их в тот день, говоря: тобою будет благословлять
Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил
Ефрема выше Манассии.
21 И сказал Израиль Иосифу: вот, я умираю; и Бог будет с вами и
возвратит вас в землю отцов ваших;
22 я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок,
который я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим.
Иаков
усыновляет сыновей Иосифа.
1-2 История Иакова теперь, собственно, окончилась и он выступает в гл.
48 и 49 только как завещатель, передающий своему потомству все
теократические блага, и пророком о судьбе его.
Рассказ о благословении Иаковом сынов своих, значительно напоминает
подобный же рассказ 27 гл. о благословении Исааком Иакова и Исава, также
заключая указания на взаимодействие двух факторов — естественной
склонности и любви отца к детям и божественного внушения — и
препобеждение последним фактором первого.
Когда позванный к одру Иакова Иосиф прибыл к нему с сыновьями, Ефремом и
Манассией (каждому из них было в это время по 20 с лишком лет ср.
41:50), то умирающий Иаков, «желая почтить в Иосифе царское достоинство»
(Раши), или, быть может, ободренный радостью свидания с любимым сыном,
встает и садится, как бы для выражения важности момента.
3-4 Намереваясь уравнять двух сыновей Иосифа с собственными сыновьями,
сделать их полноправными патриархами, Иаков, прежде всего, указывает
основание или источник тех прав и благ, какие он думает передать своим
потомкам, — в тех великих обетованиях, какие получил он в Вефиле — Лузе
от «Бога всемогущего» (по-еврейски — Ел-Шаддай, 35:11–12; ср. 28:3 и
д.); особенно оттеняет он обетование о размножении его потомства, так
как имеет в виду совершить усыновление внуков.
5-6 Усыновление это Иаков нарочито ограничивает двумя сыновьями Иосифа,
Ефремом и Манассием, прибавляя, что, если бы родились и еще дети у
Иосифа, они уже не составят отдельного колена, а будут причислены к
коленам Ефрема и Манассии (других сынов у Иосифа, по-видимому, и не
было, 50:23; ср. Чис 26:28–37).
Принимая здесь двух сынов Иосифа в число своих сынов и давая им часть «в
знаменах, в посвящении жертвенника, в разделении земли обетованной»
(Абарбанель), Иаков этим признает за Иосифом право первородства с его
двойной наследственной частью (Втор 21), — отнятое у Рувима за его
преступление (49:4) и передаваемое Иосифу не только в силу
исключительного положения его в Египте, как питателя и «князя» братьев
своих (ср. 49:26), не только как любимому сыну и первенцу любимой жены,
но и, без сомнения, по особенному смотрению Божию. Царство в потомстве
Иакова им отдано было Иуде, а священство — Левию (49 гл.), но особым
благословением его над Ефремом (ст. 14, 20) было предсказано ему, что и
из его рода произойдут цари.
7 В последние часы жизни Иаков вспоминает о любимой жене своей Рахили,
матери Иосифа: она была постоянным предметом любви Иакова и вместе
источником многих огорчений, начиная со времени сватовства его за нее и
кончая преждевременной смертью ее и судьбой первенца ее — Иосифа. Ради
памяти Рахили, для прославления ее имени, Иаков, через усыновление
внуков, как бы преумножает число сынов любимой жены.
Иаков благословляет их.
8-10 Плохо уже видевший Иаков (ст. 10) доселе не замечал присутствие при
нем, кроме Иосифа, еще и Ефрема и Манассии, и только теперь увидел их и
осведомился об них, затем выразил желание благословить их, наперед
отечески облобызав их.
11 Иаков высказывает восторг и умиление: он не надеялся видеть и сына, а
Бог даровал ему видеть и внуков.
12 Иосиф ставит обоих сыновей в положение, приличествующее
торжественному и знаменательному акту благословения; поклоняются Иакову,
вероятно, все трое (Евр. и Вульг.: поклонился, т. е. Иосиф; LXX, слав.:
поклонились), так как невероятно, чтобы Ефрем и Манассия оставались
совершенно пассивными к предстоящему их благословению.
13-14 То, что говорил и делал доселе Иаков, не выходило из границ
обычного порядка вещей в отношениях родителей к детям. Иосиф, держась
этого порядка, поставляет старшего сына на правую сторону патриарха, а
младшего — на левую. Но патриарх, некогда сам получивший
преимущественное благословение перед старшим братом — не без нарочито
божественного указания отцу его, теперь, по внушению же божественному,
отдает предпочтение также младшему Ефрему перед старшим Манассием:
намеренно, с полным сознанием (евр. sikkel) переложил он правую руку на
младшего (правая рука и у евреев предпочиталась левой, 3 Цар 2:19 и др.)
и левую на старшего внука своего.
15-16 Возложение рук здесь в первый раз в Библии представляется, как
знак благословения и преподания благодатных даров; в таком значении оно
затем всегда сохранялось в церкви ветхозаветной (Чис 8:10; 27:18–23) и
оттуда перешло в церковь новозаветную (Мф 19:13; Деян 6:6; 13:11).
Благословение Иакова простирается и на самого Иосифа (еврейский текст и
русский перевод), и на детей его, которые и в благословении Иакова 59
гл., и в благословении Моисея (Втор 33) объединяются под именем Иосифа.
Сама форма благословения чрезвычайно знаменательна, поскольку выражает
чистые верования и возвышенное миросозерцание библейского патриарха,
заканчивающего собою патриархальный период. Здесь, прежде всего, —
твердая вера в Бога, как Бога завета, Который требовал от патриархов
святой и богоугодной жизни и Которому они угождали такою жизнью (ср.
17:1), — причем Иаков со смирением образцы богоугождения указывает
только в отцах своих, а не в себе; затем, столь же твердая и светлая
вера в промышление Божье, которое все моменты человеческой жизни (ср.
37:35; 43:14), даже самые неблагоприятные, объединяет и разрешает в
благоприятное целое. Это троекратное молитвенное призывание Бога при
однократном «да благословит» выражает мысль патриарха о единстве
божественных действий в мире, и затем может предсказывать и тайну
троичности. В ближайшем же смысле каждое воззвание заключало
соответствующее молитвенное пожелание духовных и телесных благ, которые,
затем, все соединяются в словах: «да будет наречено на них имя мое и имя
отцов моих».
Иаков отдает предпочтение Ефрему.
17-18 Иосиф, предполагая ошибку со стороны отца в возвышении младшего
внука, пытается исправить ее, применительно к естественному порядку
первородства.
19 Но Иаков отвечает ему, что действие его было вполне сознательное,
сообразное и с божеским определением (по Мидрашу, Иаков говорил: «я
знаю, какие бедствия вышли из предпочтения мною Иосифа, могут выйти и
теперь, но да будет воля Божья!»). Манассиино колено долгое время не
уступало Ефремову ни в количестве своих членов, ни в могуществе, и одно
оно из всех колен могло разделиться на 2 половины, западно-иорданскую и
восточно-иорданскую, из которых каждая была очень могущественна. Только
уже после Ефремово колено приобрело гегемонию в средней (по
географическому положению) группе колен Израилевых. Из него вышел
славный вождь Израиля Иисус Навин, а из Манассиина — Гедеон.
20 Торжественное принятие сынов Иосифа в семью патриарха Иакова,
вероятно, было необходимо ввиду возможных после его смерти споров между
сыновьями его о не принадлежности к семье обетования сынов Иосифа, как
рожденных им от дочери жреца египетского. Предупреждая эту возможность,
Иаков преподает Ефрему и Манассии нарочито-торжественное благословение и
даже обещает им, что вследствие тех действительных благ, какие
благословение его низведет на них, оно сделается образцом в Израиле для
благословений отцами детей. Без сомнения, последующие поколения в
подобных случаях всегда обращались мыслью к данному благословению
Иакова.
Пророчество Иакова о возвращении его потомков в землю отцов.
21-22 Сила благословения Иосифу и его сыновьям, по мысли Иакова,
выразится и в том, что они не будут поглощены жизнью или культурой
Египта, но вместе с прочими потомками Иакова возвращены будут Богом в
землю обетования. В этой последней Иаков предоставляет в собственность
некоторый участок (евр.: schekem achad, Vulg.: partem unam), вероятно,
вблизи Сихема (LXX: Sucem), где Иаковом было куплено поле у Еммора
(33:19) и где по вступлении евреев в Ханаан был погребен Иосиф (Нав
24:32; ср. 50:5). Приобретение этого участка «из рук аморреев мечом и
луком» Иакова — факт неизвестный из Библии, но отмеченный традицией
(нельзя, напротив, видеть здесь с Розенмюллером и другими указание на
сихемскую резню, строго осужденную Иаковом в свое время, 34:30, и
осуждаемую им на смертном одре, 49:5–6).