Книга пророка Исайи
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Глава
42
1 Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому
благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
2 не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на
улицах;
3 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет
производить суд по истине;
4 не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на
закон Его будут уповать острова.
5 Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их,
распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и
дух ходящим по ней.
6 Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и
хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников,
7 чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и
сидящих во тьме - из темницы.
8 Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей
истуканам.
9 Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели
оно произойдет, Я возвещу вам.
10 Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие
по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них.
11 Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да
торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор.
12 Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах.
13 Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность;
воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов
Своих.
14 Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как
рождающая, буду разрушать и поглощать все;
15 опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю
островами, и осушу озера;
16 и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями
буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути - прямыми:
вот что Я сделаю для них и не оставлю их.
17 Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на
идолов, говорящие истуканам: `вы наши боги'.
18 Слушайте, глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть.
19 Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный?
Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа?
20 Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал.
21 Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить
закон.
22 Но это народ разоренный и разграбленный; все они связаны в
подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя;
ограблены, и никто не говорит: `отдай назад!'
23 Кто из вас приклонил к этому ухо, вникнул и выслушал это для
будущего?
24 Кто предал Иакова на разорение и Израиля грабителям? не Господь ли,
против Которого мы грешили? Не хотели они ходить путями Его и не слушали
закона Его.
25 И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила
их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они
не уразумели этого сердцем.
Общей
темой данной главы служит пророчество о явлении кроткого "Отрока
Господня", о цели Его пришествия и результатах Его деятельности. Вся
глава делится на три, приблизительно равных части.
1-9. В первой части излагается самое пророчество о явлении "Отрока",
определяется Его отношение к Богу, описывается Его внешний вид и
излагаются цели и задачи Его пришествия.
10-16. Вторая часть отзывается благодарственным гимном Богу за дарование
"Отрока", а затем изображает Его отношение к язычеству и иудейству.
18-26. Третья и последняя часть в довольно мрачных красках пророчески
рисует судьбу вероломного Израиля.
1-3. Явление возлюбленного "отрока Господня", его кроткий, смиренный
вид. 4-9. Цель и значение Его пришествия в мир. 10-12. Благодарственный
гимн Господу за такое Его благодеяние. 13-16. Господь - Бог отмститель и
преобразователь. 17-21. Посрамление язычников и снисхождение к Израилю.
22-25. Вероломство Израиля и наказание его Богом.
1 [В Славянском перевод c 70-и: Иаков отрок мой, восприиму и: Израиль
избранный мой, прият его душа моя, дах Дух Мой нань, суд языком
возвестит. Прим ред. ]
1-9. Предшествующая речь Господа (40-41 гл.) содержала в себе, главным
образом, возвещение близкого Суда Божия над различными народами, не
исключая и израильского. Новая речь, начинающаяся с данной главы,
преимущественно говорит о проявлении Божественной личности, имеющей
обильно излиться, после праведного суда, на все человечество.
Посредником и проводником этой милости выступает "Раб Всевышнего", в
котором, по удачному выражению одного экзегета (Orelli), как бы
"воплощен, известным образом, добрый гений всего богоизбранного народа".
Вот, Отрок Мой... избранный Мой, к которому благоволит душа Моя... LXX и
славян. текст имеют здесь вставки слов: "Иаков" (в самом начале) и
"Израиль" (перед словом избранный). Но еще Ориген и блаженный Иероним
протестовали против такой вставки; последний, между прочим, говорил:
"Иакова и Израиля" в настоящем отделе нет, что не поставил и евангелист
Матфей (12:18), который говорит об Иисусе Христе "Отрок Мой" - в
значении Сын Мой!
Но даже и независимо от подобной вставки, существует несколько
объяснений того, кого надо разуметь под избранным Отроком. Одни,
очевидно, основываясь на дополнительных терминах, видели здесь общее
указание на богоизбранный израильский народ, другие - вводили в него
некоторое ограничение, разумея не весь народ, а только его избранных
представителей т. е. праведников; третьи - относили это к одному лицу,
понимая под ним или Кира, царя персов, или самого пророка Исаию. Но
огромное большинство, как древнееврейских (халдейские парафрасты)
святоотеческих (Иоанн Златоуст, блаженный Иероним, Кирилл
Александрийский и др.), раввинских средневековых (Кимхи, Исаак
Абарбанель и др.), так и новейших экзегетов (Ochlei, Delitsch, Cheyne,
Orelli, Duhm, Dillmann etc.) видят здесь индивидуальное указание на Лицо
Мессии, в полном согласии с евангелистом Матфеем, относящим это место,
как известно, к Иисусу Христу (12:17-21 ст.).
Впрочем, наши ученые комментаторы дают опыт согласительного толкования
двух наиболее типичных экзегетических версий ("Израиль" и "Мессия"),
говоря так: "идея богоизбранного народа и идея Мессии, как
внешнеисторических факторов, имеют одинаковое содержание, и признаки
понятия "Иаков" и "Израиль" входят в число признаков понятия "Мессия".
Как израильский народ был рабом Божиим (Втор 6:13; 10:20; Ис 41:8-9;
44:1 и др.), так и исполнивший историческое призвание сего народа Мессия
был рабом Божиим (Зах 3:8; Флп 2:7; Деян 3:13), исполнителем воли Божией
(Пс 39:8-9; Евр 10:5-7), - но если израильский народ, в лице своих
руководителей, явился рабом, не исполнившим воли Господина своего (Мф
23:1-3; Рим 2:17-24), то истинный Мессия, Господь Иисус Христос, "приняв
образ раба, сделавшись подобным человекам... Себя, быв послушным даже до
смерти, и смерти крестной", и предвидя вкусить ее, в молитве к
Пославшему Его Отцу говорит: "Я прославил Тебя на земле, совершил дело,
которое Ты поручил Мне исполнить" (Ин 17:4 - Толков. на кн. святого
пророка Исаии проф. СПб. Академии). Таким образом, по совершенно
правильному взгляду приведенного толкования, рассматриваемое место
одинаково должно быть относимо как к Израилю, так и к Мессии: но к
первому лишь в условном, преобразовательно-ограничительном смысле, тогда
как ко второму - в полном и исторически-завершительном виде.
К Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него... Многие не без
основания усматривают в этих словах пророчественное указание на факт
Крещения Господня, как на момент Его выступления на дело общественного
служения. В это время сбылось и пророчество сошествия Святого Духа на
Господа ("Дух Мой на Него") и были повторены почти те же самые слова -
"об особом божественном благоволении, - какие мы читаем и здесь (ср. Мф
3:17; Мк 1:11; Лк 3:22). Все эти выражения - что Бог поддержит Своего
Отрока, что Он ниспошлет на Него Святого Духа - в отношении к Господу
Иисусу Христу имеют, конечно, условный смысл и должны быть понимаемы
человекообразно, т. е. приспособительно к нашему языку и нашим
человеческим представлениям. Общая же мысль, заключающаяся в них, та,
что все Лица Святой Троицы (Бог-Отец - субъект, Бог-Сын - объект,
Бог-Дух Святой - посредствующая связь) объединены между собой самой
полной гармонией, хотя и сохраняют свою ипостасную индивидуальность.
Некоторые, впрочем, видят здесь указание на особое помазание чрез
Святого Духа, какое Сын Божий получил от Бога Отца по своей человеческой
природе". (Ис 11:1, 2; 61:1-2; Пс 44:8; Ин 3:34; En. Петр).
И возвестит народам суд. Новозаветное Писание ясно раскрывает нам эту
мысль, когда говорит, что "Отец и не судит никого, но весь суд отдал
Сыну" (Ин 5:22), или когда свидетельствует, что Он (т. е. Сын), изгнав
князя мира сего вон (Ин 12:31) и получив власть на небе и на земле,
будет судить живых и мертвых (2 Тим 4:1). Принимая во внимание
последующий контекст речи, здесь должно разуметь не грозный страшный Суд
Господа, который должен быть во второе Его пришествие, а то
любвеобильное, милостивое, обращение к грешникам, которым сопровождалось
Его первое пришествие, о котором Сам Господь ясно заметил: "Я пришел не
судить мир, а спасти мир" (Ин 17:47; ср. Мф 9:13; 1 Тим 1:15).
Филологический анализ слова "суд" по-евр. mischpath, - что значит
"определение", "приговор", а оттуда "закон" (синоним слову thora - см.
3, 4 ст.) дает основание видеть здесь указание и на тот Евангельский
закон, который Господь имеет возвестить народам, по Своем пришествии в
мир. Это толкование также имеет для себя опору в контексте, где
говорится о суде и законе, как предмете надежд для языческого мира (ст.
4-й).
2-3 Не возопиет и не возвысит голоса Своего... Трости надломленной не
преломит и льна курящегося не угасит... В этих двух, непосредственно
связанных между собой стихах, с одной стороны, дан образ кроткого и
смиренного Учителя, с другой - охарактеризованы основные свойства Его
будущей проповеди. Лучшей параллелью к первой части рассматриваемого
пророчественного образа являются слова Самого Спасителя: "Придите ко Мне
все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29 возьмите иго Мое на
себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем". (Мф 11:28-29).
Сюда же должен быть присоединен и перифраз данного пророчества у
евангелиста Матфея: он "не воспрекословит, не возопиет, и никто не
услышит на улицах голоса Его" (12:19). Все это значит одно - что Мессия,
хотя Он и будет исполнен величайших Даров и полномочий, явится, однако,
в самом кротком и смиренным виде ("приняв образ раба" Флп 2:7 ст.), без
всякой пышности и величия, и будет даже избегать великих
торжественно-публичных и демонстративных выступлений в местах
общественных собраний.
И из Евангельской истории мы, действительно, хорошо знаем, что Иисус
Христос и Сам свойства людской славы и шума, и другим неоднократно
запрещал разглашать об Его чудотворениях (Мф 8:4; 9:30; 12:16; Ин 5:13).
В полном соответствии с кротким образом Учителя стоят и сведения
преподаваемой Им проповеди, о чем далее пророк и говорит таким сильным и
образным языком: "Трости надломленной не переломит и льна курящегося не
угасит". Образ надломленной трости встречался уже у пр. Исаии и раньше,
в речи о Египте, где говорилось о поражении его Сеннахеримом (36:6).
Здесь же символы надломленной трости и курящегося льна имеют не
физический, а духовно-нравственный, психологический смысл, характеризуют
такое состояние душевной психологии грешника, когда его "дух сокрушен"
(Пс 50:19) и требует высокой степени Божественной любви и
снисходительности, чтобы не перейти в отчаяние, а восстать от падения.
"Мысль пророка можно выразить так: Мессия - учитель будет преподавать
Свое учение так, что тяжких грешников, в совести которых произведена
глубокая рана, которых душевное состояние было слабое, колеблющееся
сомнением, страхом погибели, и которые потому сокрушались духом, - не
будет совершенно сокрушать, повергать в отчаяние, не будет устрашать
угрозами гнева Божия, поражать ударами Суда Божия; но будет ободрять дух
их своими утешениями, обнадеживать милостью Божией и прощением грехов".
(Еп. Петр)
4 Не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда...
Несмотря на крайне смиренный внешний вид Мессии и на весьма кроткий
характер Его проповеди, слово Мессии будет иметь огромную силу (44:2; I
ч.) и сделает Его победителем всех народов, более знаменитым, чем
известный завоеватель многих народов - Кир.
LXX и славянский перевод имеют вариант - "воссияет и не потухнет", -
дающий прекрасное поэтическое выражение мысли о вечности и неизменности
учения Христа, которое постоянно будет сиять ровным, немерцающим светом.
5 Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса.... распростерший землю с
произведениями ее, дающей дыхание.... и дух... В середине Божественной
речи о внешне смиренном, но внутренне величавом образе Отрока Господня,
Сам Бог дает торжественное удостоверение подлинности и непреложности
этой речи. Печатью Божественного происхождения и достоинства виновника
этой речи служит характерная для пророка Исаии ссылка на историю
творения, как на доказательство Всемогущества и Вечности Творца (40:12;
44:24; 45:7-12; 64:8; 45:18). Комментаторы обращают внимание на сходство
данного места с историей мироздания, как она изложена в кн. Бытия и у
Псалмопевца (1-2 гл., 102 Пс и др.), и небезосновательно заключают
отсюда, что Пятикнижие и Псалтирь существовали уже раньше пророка Исаии,
против чего, обыкновенно, сильно (не неосновательно) спорит
отрицательная критика. Стих этот можно считать также началом другой речи
Господа, непосредственно обращенной к Его Отроку.
6 Содержит в себе речь Господа к Его возлюбленному Отроку.
Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку... Почти
буквальное повторение слова 1-го стиха, с переменой только Лица, к
которому они обращены (там 3-е лицо: пророк, или народ; - здесь 2-е Сам
Отрок Господень).
И поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников. Новое, важное
добавление, определяющее значение и объем Мессианского служения Отрока
Господа. Роль Мессии будет, до известной степени, аналогична с ролью
Моисея ("Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня" - Втор
18:15) - оба они являются устроителями завета Бога с человеком; но самый
объем их завета существенно различен; завет Моисея обнимал лишь один
избранный израильский народ, - завет же Мессии распростирается и на всех
язычников. "Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли
чрез Иисуса Христа". (Ин 1:17). Указание на Отрока Господня, как
Посредника Нового Завета Бога с людьми неоднократно встречается как у
Исаии, так и у др. пророков (49:6-8; 51:4; 52:13; 53:1-2; 50:10-11;
59:20; 60 гл., 1-5; Иер 31:31-34).
Во свет для язычников. Один из излюбленных пророком Исаией образов,
который им безразлично прилагается и к "Еммануилу", и к "Отрасли", и к
"Отроку Господню", так как все эти понятия синонимичны между собою (2
гл. 2:4-5; 9:1-7; 10:1; 49:6-8; 51:4 и др.), в чем защитники единства и
подлинности кн. пророка Исаии справедливо находят очень веский аргумент
в пользу своего мнения (см. иер. Фаддей "Единство" кн. пророка Исаии 277
с. 290 и др.). Следует также отметить, что этот образ, как прекрасно
выражающий мысль о духовном возрождении и просветлении язычников, имеет
довольно широкое применение и в кн. Нового Завета (Мф 4:16; Лк 2:32;
Деян 13:47; 26:18 и др.)
7 Чтобы открыть очи слепых... вывести... сидящих во тьме - из темницы.
Все это - поэтические образы и символы, характеризующие любвеобильную,
милующую и спасающую деятельность Мессии. Он придет, чтобы исцелить
больное грехом человечество как от физической, так и еще больше от
духовно нравственной слепоты и чтобы вывести его из тьмы заблуждений и
пороков на широкий простор света истины и чистоты. Полная аналогия этим
мыслям имеется и в первой половине кн. пророка Исаии, где дано
пророчество о народе, ходящем во тьме и живущем в стране тьмы смертной,
которого ожидает свет (9:2), или где говорится о наступлении такого дня
Господня, когда глухие услышат и глаза слепых прозрят из тьмы мрака
(29:18 и 35:5-6). Самое исполнение этого пророчества, и в физическом и в
нравственном смысле, много раз свидетельствуется различными фактами
Евангельской истории (Мф 11:4-5 и пр. и пр.).
"Но пророчество Исаии получает дальнейшее освещение, если иметь в виду
слова апостола Петра (1 Пет 3:19), которому поведано было Духом Святым
открыть людям тайну, что и ветхозаветные умершие выведены Господом нашим
из тьмы к свету, ибо Он милосердный "не оставил души их во аде" (Пс
15:10), но "духом сошедши в темницу духов, им проповедал радостное
воскресение и избавление" (Власт.).
8 Я, Господь, это - Мое имя... Одна из характерных для пророка Исаии
фраз, употребляемая им в тех случаях, когда нужно дать торжественное
удостоверение Божественного Всемогущества, Вечности, Неизменности,
Самосущия и др. свойств Его абсолютного Существа (см. 42:8; 45:10-13;
45:6; и др.).
И не дам славы Моей иному и хвалы моей истуканам. Назвав Себя Господом,
т. е. Единым Вечным, (Исх 3:14-15; 20:2-7 и др.), Господь раскрывает эту
мысль и дальше, что Он по тому самому ни с кем не может быть сравним,
так что слава Единого истинного Бога, по праву принадлежащая одному Ему,
не может быть ни с кем разделена, и всего меньше, конечно, с истуканами,
хотя последние и претендуют на роль богов у язычников. Под "иным", как
видно из контекста, разумеются истуканы, или идолы; но этим, по
замечанию блаженного Иеронима, не исключаются ни Сын Божий, ни все те
праведники, которые получили от Него ту славу (Ин 17:5, 22).
Следовательно, "иной" по-евр. aher - здесь употреблено в смысле
"инородный", "другой природы", "враждебной по существу".
9 Вот предсказанное прежде сбылось... Новое доказательство подлинности
только что произнесенного утешительного пророчества об Отроке
почерпается из исторического опыта: если все раннейшие пророчества
успели уже оправдаться, то это является лучшей гарантией за исполнение и
нового предсказания. Под раннейшими пророчествами блаженный Иероним
разумеет все, вообще, что говорилось в Ветхом Завете через Моисея и
пророков. Но это едва ли справедливо, так как ко дню нового пророчества
все это стояло еще впереди, а потому и не было пригодно, в качестве
убедительного доказательства из исторического прошлого. Поэтому
правильнее поступают те, кто видит здесь указание на определенные и
сравнительно недавние историко-политические пророчества, в частности,
напр., предсказание (к тому времени уже исполнившееся) о неудачном
походе Сеннахирима на Иерусалим (10:16, 33; 14:25; 30:31 и 37:6-7,
33-34). Сама ссылка на подобный исторический пример должна была иметь
утешительное значение для Израиля, так как она вполне соответствовала
общему характеру и тону речи. Если народ израильский еще должен выделить
из себя возлюбленного Отрока Господня, имеющего совершить великие дела,
то очевидно, историческое призвание того народа еще далеко не выполнено
и ему нет оснований опасаться за свою судьбу, которая всегда так же
неожиданно могла быть улучшена Богом, как это случилось и во дни
Сеннахирима.
10-12. В этом отделе находится гимн Богу за оказанные Им благодеяния
язычникам. Благодеяния эти пока еще - предмет пророческих ожиданий. Но
пророк настолько уверен в их непреложности, что говорит о них, как о
событиях уже наступивших и потому приглашает язычников восхвалять Бога
за них, как уже за нечто дарованное им.
Пойте Господу новую песнь... Обычное начало довольно многих
благодарственно- хвалебных псалмов (32:3; 95:1; 97:1; 118:1; 148:1 и
др.). В данном случае "новизна" песни соответствует и новости самого
предмета ее, ибо, по слову апостола: "Итак, кто во Христе, тот новая
тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2 Кор 5:17).
Вы плавающие по морю... Ближайшим образом разумеется соседнее с
Палестиной Средиземное море; хотя на библейском языке "море и острова" -
вообще, синоним всего языческого мира.
11-12 Да возвысит голос пустыня и города ее... На первый взгляд кажется
несколько странной речь о городах в пустыне. Но на самом деле это именно
так: по соседству с Палестиной (на Ю. З. от нее) лежала пустыня, среди
которой находились оазисы, на которых и были расположены города
различные, напр., Тадмор, Петра, Кадикс и др. (ср. Чис 20:1).
Селения, где обитает Кидар... Именем "Кидар", или точнее "Община Кидара"
называлось одно из арабских кочевых племен, потомков второго сына
Измайлова - Кидара (Быт 25:13). У Плиния (Hist. Natur. lib. V, с. 11)
это племя названо arabes cedrei, оно родственно набатеям, вело кочевой
образ жизни и занималось овцеводством (Ис 60:7).
13 В 13-17. Дается живая образная картина Божественного гнева и Его
решительной расправы над врагами. Общая задача речи - дать утешение и
ободрение Израилю ввиду приближающихся бедствий - могла, по-видимому,
быть заслонена изображением кроткого, смиренного Отрока Господня. И вот,
чтобы показать, что "кротость" в отношении к своим не уничтожает
"воинственности" по отношению к чужим, Господь снова выступает в роли
"мужа браней", грозного для врагов и надежного для друзей.
Господь выйдет, как исполин, как муж браней ... поднимет воинский
крик... Вся эта картина единоборства Бога с его врагами как бы взята
прямо с натуры и дает почти фотографическое изображение тогдашних
воинских обычаев и нравов. (Срав. описание единоборства бога Мардука с
богиней Тиамат в Халдейском генезисе). Подобные же грозно-воинственные
картины, в которых Господь выступает на расправу со своими врагами,
встречаются у пророка Исаии и еще не раз (28:21; 30:30; 52:10; 59:16;
63:1 и т. д.). Такое выступление Всевышнего должно было ободрять Израиля
и устрашать его врагов (прежде всего, Вавилон). В приложении же к
новозаветному Израилю, здесь имеются в виду различные моменты
духовно-нравственной борьбы Христа с Велиаром (Ин 16:33; Деян 10:38;
Откр 20:10).
14 Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как
рождающая... Праведный гнев Божий на Его врагов так велик и силен, что
он переполняет чашу Его безмерного долготерпения. Господь долго молчал,
т. е. не стесняя свободы воли человека, предоставлял ему ходить своими
путями и по апостолу - славу нетленного Бога изменили в образ, подобный
тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся (Рим
1:23). Но вот настал момент, когда Господь, воспламенившись ревностью о
славе Своего святого имени, хочет положить конец всему этому и с сильным
гневом обрушиться на своих врагов. Самый образ для выражения этой мысли,
взят из сравнения с рождающей женщиной, которая долго молчаливо
переносит свои предродовые боли, но, наконец, последний момент, уже не в
силах бывает дольше сдерживаться и громкими криками выдает их.
15 Опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки соделаю
островами и иссушу озера. Эмблематическая речь о следствиях
божественного гнева на Его врагов. А так как вся она имеет в виду врагов
двоякого рода - политических врагов плотского Израиля и
религиозно-нравственных духовного Израиля, т. е. Христовой церкви, то и
под всякими разновидностями этих врагов (горы, холмы, травы, реки,
острова, озера) можно разуметь, в первом случае, представителей
различных классов и положений у вавилонян (их царей, вельмож, жрецов,
ученых, ремесленников, простой народ и пр.), а во втором искоренение
всего того, что составляло опору и главное содержание язычества (идолы,
храмы, капища, образы, философемы, оракулы, суеверия и пр.) Последнее
толкование поддерживает, напр., блаженный Феодорит: "чрез все это Бог
показал падение заблуждения; ибо Он разрушил почитаемые дубравы демонов,
находившиеся в горах и холмах, предал забвению память о них и иссушил,
как траву: остановив учения философов, подобно течениям рек, он не
оставил в них даже малейшей влаги; точно так же, говорит, иссушу и
болота поэзии", наполняющие, по выражению святого Кирилла
Александрийского, "обольщенных развращением мутным" (Allak, II, 15.
Блаженный Феодор. и Кирилл Александрийский - Толк. СПб. професс.).
16 И поведу слепых дорогою, которой они не знают... мрак сделаю
светом... кривые пути - прямыми... Под врагами, которым Бог грозит в
предшествующих стихах беспощадной истребительной войной, очевидно,
разумеются начальники и вожди язычества, державшие народ во тьме
невежества и предрассудков. Но самому эксплуатируемому ими народу Бог не
только ничем не угрожает, но, наоборот, обещает даже Свою всесильную
помощь. Он сравнивает массы простого невежественного и обманутого народа
с несчастными слепцами, сбитыми с прямой дороги и заведенными в дремучую
тьму. И вот теперь Господь обещает народу, что Он откроет ему его
духовные очи, выведет его на прямую дорогу и даст насладиться светом.
Данное пророчество, как по содержанию, так даже и по форме, очень сильно
напоминает аналогичные же места из разных других глав кн. пророка Исаии,
чем доказывается их подлинность и единство (13:22; 9:2; 35:6-8; 40:3;
41:17 и др.).
17 Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на
идолов... Выражение, почти буквально встречающееся у Псалмопевца (Пс
34:4 и 69:3). В данном случае оно раскрывает нам главный предмет речи и
лиц, к которым она обращена. Предмет речи - обличение ложного
богопочтения или идолопоклонства, лица - все практикующие этот культ, т.
е. главным образом язычники, а отчасти, как видно из последующего
контекста, также и евреи (24-25 ст.). Изложив те будущие благодеяния,
которые Господь собирается в изобилии излить на членов своего нового
царства, Он провидит, что величие этих благодеяний заставит громко
говорить их совесть и покроет их головы раскаянием и стыдом за свое
прежнее поведение. Мысль о ничтожестве и суетности идолов и посрамлении
всех, надеющихся на них, - одна из самых характеристичных для пророка
Исаии (2:8; 37:18; 19:1; 21:9; 27:9; 30:22; 37:16-20; 41:29; 44:11, 20 и
др.).
18-25. Последний отдел речи заключает в себе обращение к иудеям (18
ст.), изображение их жестоковыйного внутреннего и печального внешнего
состояния (19-22) и возвещение грозного Божественного суда над Израилем
(23-25). Некоторые, впрочем, всю первую половину этого отдела относят не
к израильскому народу, а к личности "Раба" (в смысле исполнителя воли
Отца) Господня, - Того возлюбленного Отрока, о котором говорилось и в
начале данной главы (см. в Тhe Pulp. Comm. и у Власт.). Соответственно с
этим они дают своеобразное истолкование и тех немощей (слепоты и
глухоты), о которых тут упоминается, - в смысле намеренного
Божественного снисхождения и любви, долготерпящей грешнику.
Слушайте глухие и смотрите слепые... По-видимому, несколько странное
приглашение глухим и слепым пользоваться теми чувствами, которых они
лишены. Очевидно, здесь имеется в виду не полное лишение чувств зрения и
слуха, но их серьезное поражение, как это разъясняет и евангелист
Матфей, говоря: "ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат,
и глаза свои сомкнули..." (13:15). Пророк и евангелист говорят здесь об
одном и том же предмете, именно о жестоковыйности израильского народа, и
в особенности, о тяжких пороках его "буйных и слепых вождей" - книжников
и фарисеев (Мф 13:16-19; Ин 9:39).
19 [В Славянском переводе этот стих имеет другое значение: И кто слеп
разве раби мои; и глуси разве владеющии ими; и ослепоша раби Божии.
Прим. ред. ]
19-20. Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой...
возлюбленный Мой... раб Господа? Соединение в одном этом стихе целого
ряда выразительных эпитетов, прилагаемых, обыкновенно, к Мессии, и дало
повод многим экзегетам видеть здесь обращение не к Израилю, а ко Христу.
Но мы уже и раньше, в начале данной главы, имели случай отметить, что
все подобные эпитеты одинаково прилагаются как к коллективному Израилю
(народу), так и к персонифицированному Израилю (Мессии): к первому -
типологически, а ко второму - пророчески (см. 1 ст.). Даже больше того,
потому-то все эти эпитеты и перешли на Мессию, что они принадлежали,
прежде всего, всему Израилю: Мессия берется здесь только как душа
Израиля, носитель и выразитель его лучших, идеальных качеств. Вот с
этих-то идеальных сторон всего богоизбранного народа, которых он далеко
не оправдал в своей истории, пророк и хочет начать здесь свою
обличительную речь Израилю.
20 Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал. Т. е.
обладая многими дарованными Богом средствами к оправданию и спасению
(закон и пророки, жертвы и обряды), Израиль не оценил их по достоинству
и не сумел ими воспользоваться, как должно.
"Имея открытые уши, неужели ты не будешь слушать того, что говорится", о
чем и выше мы читали: слухом услышите - и не уразумеете, и очами
смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего (Ис
6:9-10 - блаженный Иероним).
21 Господу угодно было ради правды своей возвеличить и прославить закон.
Несмотря на все измены и вероломства израильского народа, Господь Бог,
по безграничной милости Своей, не лишал его значения избранного народа и
постоянно оказывал ему поддержку. Но не надо упускать из виду, что у
Бога, кроме любви и милости, есть и правосудие, которое каждому воздает
по его заслугам, чем и ограждается достоинство Богодарованного закона.
По требованию этой-то высшей Божественной "правды", для ограждения
авторитета закона и возвеличения его силы, Израиль и должен понести
заслуженную им и возвещенную законом кару (Втор 28 гл.).
22 Но этот народ разоренный... сделались добычею... ограблены...
Отмечается тяжелое политическое состояние израильского народа, какое он
не раз переживал в течение своей долгой истории, очевидно, потому, что
за свою неверность Богу он лишался в этих случаях Его помощи. Вероятно,
это - общее историческое указание на довольно бедственную политическую
роль евреев, часто делавшихся добычей своих воинственных соседей. Хотя
вполне возможно видеть здесь и пророчество о близком вавилонском плене,
когда иудеям пришлось особенно сильно пострадать. В таком случае,
прошедшие формы глаголов "связаны", "сокрыты", "сделались добычей" -
должны быть истолкованы в смысле обычного прошедшего - пророческого
(perf. propheticum).
23 Кто из вас... выслушал это для будущего? Из этого вопроса становится
видно, что и раньше шла речь о прошедших фактах. Спрашивается, понял ли
кто-либо из вас - современных представителей израильского народа -
подлинный смысл этих фактов и извлек ли из них какой-либо полезный урок
себе для будущего?
24 Кто предал Иакова на разорение? не Господь ли, против Которого мы
грешили? Уже сами по себе все эти вопросы предполагают один только ответ
- отрицательный. Очевидно, народ израильский недостаточно понимал смысл
постигавших его политических бедствий, если продолжал повторно
практиковать то, что служило вызывавшей эти бедствия причиной. А такой
причиной являлась жестоковыйность Израиля, его стремление жить по своей
воле, а не по руководству божественного закона, за что Бог отступал от
Израиля и таким образом предавал на разорение в разграбление от его
политических врагов.
25 И Он излил на них ярость гнева Своего... После того, как со стороны
Бога было сделано все для вразумления Израиля, и он однако остался
неисправим в своем духовно-нравственном закоснении, Господь еще раз
угрожает ему новыми страшными политическими бедствиями, желая через это
вывести его из состояния преступной духовно-нравственной
бесчувственности.
Она окружила их пламенем со всех сторон... "В этом пророчестве,
очевидно, Исаия видит разграбленный Иерусалим и плен вавилонами. Но в
этом видении и зарево пожара Иерусалима, сожженного Титом, и толпы
пленных, проданных на Римских торжищах" (Властов).
Но они не уразумели этого сердцем. Пророк видит, что и это последнее
средство также не достигнет своей цели, как не достигли ее и все
предшествующие. Но все же и оно имеет свой смысл, так как делает Израиля
окончательно безответным перед праведным судом Божиим и единственным
виновником своей печальной участи.