Книга пророка Исайи
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Глава
57
1 Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи
благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник
восхищается от зла.
2 Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах
своих.
3 Но приблизьтесь сюда вы, сыновья чародейки, семя прелюбодея и
блудницы!
4 Над кем вы глумитесь? против кого расширяете рот, высовываете язык? не
дети ли вы преступления, семя лжи,
5 разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, заколающие
детей при ручьях, между расселинами скал?
6 В гладких камнях ручьев доля твоя; они, они жребий твой; им ты делаешь
возлияние и приносишь жертвы: могу ли Я быть доволен этим?
7 На высокой и выдающейся горе ты ставишь ложе твое и туда восходишь
приносить жертву.
8 За дверью также и за косяками ставишь памяти твои; ибо, отвратившись
от Меня, ты обнажаешься и восходишь; распространяешь ложе твое и
договариваешься с теми из них, с которыми любишь лежать, высматриваешь
место.
9 Ты ходила также к царю с благовонною мастью и умножила масти твои, и
далеко посылала послов твоих, и унижалась до преисподней.
10 От долгого пути твоего утомлялась, но не говорила: `надежда
потеряна!'; все еще находила живость в руке твоей, и потому не
чувствовала ослабления.
11 Кого же ты испугалась и устрашилась, что сделалась неверною и Меня
перестала помнить и хранить в твоем сердце? не оттого ли, что Я молчал,
и притом долго, ты перестала бояться Меня?
12 Я покажу правду твою и дела твои, - и они будут не в пользу тебе.
13 Когда ты будешь вопить, спасет ли тебя сборище твое? - всех их унесет
ветер, развеет дуновение; а надеющийся на Меня наследует землю и будет
владеть святою горою Моею.
14 И сказал: поднимайте, поднимайте, ровняйте путь, убирайте преграду с
пути народа Моего.
15 Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя
Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и
смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца
сокрушенных.
16 Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе
изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное.
17 За грех корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лице и
негодовал; но он, отвратившись, пошел по пути своего сердца.
18 Я видел пути его, и исцелю его, и буду водить его и утешать его и
сетующих его.
19 Я исполню слово: мир, мир дальнему и ближнему, говорит Господь, и
исцелю его.
20 А нечестивые - как море взволнованное, которое не может успокоиться и
которого воды выбрасывают ил и грязь.
21 Нет мира нечестивым, говорит Бог мой.
С
конца предыдущей (56:10) и до предпоследнего стиха 59 главы (59:19) идет
одна обличительная речь пророка, в которой он раскрывает грехи и
преступления Израиля, причем разоблачает даже и истинный смысл тех
мнимых его добродетелей, в которых он думал найти сам оправдание и видел
даже чуть ли не особую заслугу перед Господом (пост и милостыня).
1-2. Вступление к речи. 3-12. Сильное обличение Израиля за его
неверность Господу и религиозное блужение. 13-19. Светлый луч
Божественного милосердия даже и к недостойному Израилю. 20-21.
Заключительный приговор о гибели неисправимых грешников.
1 Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу... никто не
помыслит, что праведник восхищается от зла. Характеризуя глубокое
религиозно-нравственное падение и развращение своих современников,
пророк отмечает факт их полного равнодушия к таким знаменательным
случаям, как преждевременная кончина праведников, в чем следовало бы
видеть божественное наказание и вразумление нечестивых. Для уяснения
дела здесь необходимо иметь в виду ту особенность ветхозаветного
мировоззрения, в силу которого "праведный" человек обычно награждается
долголетием (Исх 20:12; 3 Цар 3:14; Притч 3:1-2). Если же общепризнанные
праведники теперь нередко изымаются Богом из среды живых, то причина
этого лежит не в них, а в нас, именно в нашей греховности, создающей
тяжелую атмосферу для праведников. Вот почему Господь и берет он нас
таких праведников к Себе, лишая нас их благополучного влияния и
поучительного примера.
2 Он отходит к миру... Для самого праведника такой ранний уход из земной
юдоли скорби и плача не только не составлял никакого лишения, но был
положительным приобретением, так как от "суеты сует" переводил его к
"успокоению и миру".
"Эту мысль весьма знаменательно встретить в книгах ветхозаветных; она
подготовляла душу к той радости загробной жизни, которая озарила светом
надежды всю жизнь христианина после воскресения Господа Иисуса"
(Властов). Но для остальных людей, среди которых жил тот праведник,
светом и любовью которого они согревались, его преждевременная смерть
являлась серьезной и, казалось бы, чувствительной утратой. Однако
преступно равнодушное общество перестало это чувствовать и замечать.
Следует заметить, что славянский перевод LXX в этом стихе значительно
отступает от мазоретского текста и имеет следующий вид: "буде с миром
погребение его, взяся от среды". Сопоставляя данное выражение с
параллельным местом из 53 гл. 8 ст., некоторые святоотеческие толковники
усматривают здесь пророчественное предуказание исторического факта -
погребения Господа Иисуса Христа Иосифом Аримафейским, Никодимом и
женами Мироносицами (блаженного Иероним).
3-4 Но приблизьтесь сюда, вы, сыновья чародейки, семя прелюбодея и
блудницы... семя лжи... Вот в каких резких и энергичных выражениях
пророка Исаия делает обращение к своим нечестивым современникам. Все эти
образы и характерные выражения, будучи вполне понятными и сами по себе,
на почве ветхозаветной теократии, где союз Израиля с Господом обычно
уподоблялся интимному брачному союзу, приобретают особенную
выразительность и силу, при сопоставлении их с новозаветными
евангельскими параллелями (Мф 12:39; Мф 27:25, 40; Лк 23:21; Ин 8:44).
Особенно уместно вспомнить здесь известною характеристику иудеев,
сделанную Самим Господом, в которой Он устанавливает их духовное родство
с "с отцом лжи" (Ин 8:41-44).
5-11 С 5-11 идет сплошной обвинительный акт, предъявляемый иудеям со
стороны пророка, за различные виды их религиозно-нравственных блужений.
Данный отдел имеет и высокий, чисто исторический интерес, так как он
заключает в себе перечень наиболее типичных видов языческих верований и
культов, проникших к Израилю от соседних, хананейских народов и
господствовавших у него в эпоху, так называемого "религиозного
синкретизма". [Религиозный синкретизм - соединение разнородных
вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в
их историческом развитии. Прим. ред. ] Здесь мы находим указание и на
оргиастические культы (5 ст.), и на религиозное почитание "бетилей", или
особых, священных камней (6 ст.), и на практику языческих жертв "на
высотах" (7 ст.), и на культ домашних божеств, своего рода, пар или
пенатов (8 ст.), и даже на кровавые жертвоприношения детей (5 ст.).
Полная историческая достоверность такой удручающей картины
религиозно-нравственного состояния предпленных иудеев удостоверяется
длинным рядом соответствующих параллелей из других исторических и
пророческих книг (1 Цар 19:13; 4 Цар 17:10, 31; 21:6; 2 Пар 23:17; 28:3;
Иер 2:20; 3:6; 19:2-6; Иез 16:20; 20:26; 23:37; и пр. и пр.).
12 Подводя итог всем историческим винам Израиля, этот стих в то же время
как бы служит переходом к последующей речи пророка о помиловании
Израиля.
13 С 13-19 идет мессианское пророчество о духовном Израиле, или о Церкви
Христовой, в которую со временем войдут и ближние (евреи) и дальние
(язычники).
Под "сборищем", о котором, как о негодном средстве самообороны и защиты,
говорит здесь пророк, естественнее всего, на основании контекста,
разуметь здесь тот пантеон божества, который существовал у евреев в эту
эпоху религиозного синкретизма. По контрасту с целым сонмом этих пустых
и ничтожных божеств, Господь один дает полное торжество всем надеющимся
на Него.
14 ст. заключает в себе пророчественное приглашение членам новозаветной
церкви всячески содействовать и обращению заблужденного Израиля, что еще
яснее становится при сличении с новозаветными параллелями (Рим 9:32-33;
11:25).
15 В 15 ст. обращает на себя внимание целый ряд эпитетов, прилагаемых к
Всевышнему и носящих черты высокого религиозно-нравственного монотеизма:
Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, Святый - имя Его.
Как бы по контрасту с этой своей абсолютной святостью и надмирной
превознесенностью, Господь особенно любит смиренных и сокрушенных
сердцем грешников, о чем, вообще, неоднократно говорит Библия, как
Ветхого, так и Нового Завета (Пс 33:19; Ис 66:2; Мф 11:29-30; Лк 4:18;
Иак 4:16).
16 Ибо не вечно Я буду вести тяжбу и не до конца гневаться... Образ
выражения, по справедливому замечанию одного комментатора, близко
напоминает аналогичное место из истории потопа (Властов, Быт 6:3, 5-7).
17 За грех корыстолюбия Я гневался и поражал его... Наш славянский
переводы имеют другое, довольно чтение: "за грех мало что опечалих его".
[Здесь пропущено продолжение славянского текста 17 стиха - ... и
опечалихся, и пойде дряхл в путех своих. Совершенно очевиден смысл - не
только опечалил нечестивого, но сделал его дряхлым (больным, слабым).
Прим. ред. ]
По-видимому, не совсем понятно, почему из целого ряда грехов, которыми
страдал Израиль и которыми он постоянно прогневлял Господа, здесь
названо одно только корыстолюбие? Ответом на это служит, прежде всего,
крайне суровый взгляд Священного Писания на корыстолюбие и любостяжание.
Так, напр., Апостол Павел приравнивает "любостяжание" к "идолослужению"
(Кол 3:5) и даже называет "сребролюбие", "корнем всех зол" (1 Тим 6:10).
[В Славянском переводе - лихоимание, еже есть идолослужение - имеет
другой смысл. Лихоимство - то есть воровство; в русском же переводе -
любостяжание - накопительство. Прим. ред. ] Такая точка зрения на
корыстолюбие объясняется, вероятно, тем, что "деньги" у нас служат
синонимом чувственных благ и удовольствий, легким и верным средством к
получению их. Усиленное же накопление денег, или страсть корыстолюбия,
превращает их из средства в самоцель; овладевая душой человека, эта
страсть губит его лучшие свойства и превращает в хищного зверя, не
останавливающегося не пред каким злодеянием для удовлетворения
пожирающего его пламени корыстолюбия и лихоимства. Во-вторых, особенная
страсть к деньгам и наживе, не брезгующей никакими, не исключая и темных
средств, была, очевидно, всегда типичной чертой еврейского народа,
проходящей через всю его историю.
"Корыстолюбие было причастно еще праотцу иудеев - Иуде, сыну Иакова (Быт
37:26-27); своей ужасной и самой крайней степени обнаружения эта страсть
достигла в лице Иуды предателя, продавшего своего Учителя за 30
серебренников" (Ком. СПб. Академии 867 с.). На корыстолюбие,
взяточничество, лихоимство и притеснение бедных богатыми, как на
социально-экономический недуг еврейской общественной жизни сетуют многие
пророки (Ис 1:15-23; 3:5, 14-15; 5:8, 23; Иер 6:13; Иез 7:23; Ос 4:2;
Мих 3:10 и др.).
18-19 Обнадеживают сынов Израиля обещанием прощения от Бога и исполнения
дарованных Им обетовании. В словах пророка и исцелю его - некоторые,
судя по контексту, хотят видеть, именно исцеление от страсти
корыстолюбия и исполнение этого пророчества усматривают в строе той
первохристианской общины, где "никто ничего не называл своим", а было
все общее (Деян 4:32).
20-21 Если верующим и, вообще, праведникам Господь обещает мир и светлый
радостный покой, как результат чистой совести и исполненного долга, то
неверующих и нечестивых, по слову пророка, ожидает как раз обратное -
мучительно тяжкое состояние смущенного духа, напоминающее волнение
бушующего моря. Результаты такого мрачного душевного настроения
неизбежно выразятся у них и во вне, в соответствующих поступках, подобно
тому как и волны взбаламученного моря всегда выкидывают на берег грязь и
ил.