Книга пророка Исайи
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Глава
62
1 Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не
взойдет, как свет, правда его и спасение его - как горящий светильник.
2 И увидят народы правду твою и все цари - славу твою, и назовут тебя
новым именем, которое нарекут уста Господа.
3 И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога
твоего.
4 Не будут уже называть тебя `оставленным', и землю твою не будут более
называть `пустынею', но будут называть тебя: `Мое благоволение к нему',
а землю твою - `замужнею', ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя
сочетается.
5 Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и
как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой.
6 На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут
умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте,
-
7 не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает
Иерусалима славою на земле.
8 Господь поклялся десницею Своею и крепкою мышцею Своею: не дам зерна
твоего более в пищу врагам твоим, и сыновья чужих не будут пить вина
твоего, над которым ты трудился;
9 но собирающие его будут есть его и славить Господа, и обирающие
виноград будут пить вино его во дворах святилища Моего.
10 Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте,
ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов!
11 Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет
Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним.
12 И назовут их народом святым, искупленным от Господа, а тебя назовут
взысканным городом, неоставленным.
1-5.
Промыслительные заботы Мессии о водворении в Его церкви света правды и
ее высшем прославлении. 6-7. Призвание к той же деятельности и особых
священных стражей. 8-12. Особенная охрана Богом интересов и благополучия
Его народа.
Глава эта, по общему мнению ее истолкователей, является естественным
продолжением предыдущей и, подобно ей, говорит о славных судьбах
новозаветной церкви, честнее - об особом Божественном промышлении и
охране ее. Еще ближе со стороны своего содержания и самого изложения она
примыкает к 54 гл. Исаии. Лицом, говорящим через пророка, здесь, как и
раньше, выступает все тот же Воплощенный Господь, Мессия-Христос.
Впрочем, существует еще и такой взгляд, что здесь объединены речи трех
лиц: в первом отделе - самого пророка (1-5 ст.); во втором - Сына Божия
(6-10), и в третьем - Господа-Вседержителя (11-12).
1 Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь... Т. е. не
прекращу Своих спаситально-промыслительных забот о духовном Сионе, пока
не достигну цели своей деятельности - его просвещения, оправдания и
спасения - говорит, устами пророка Мессия - Основатель новозаветной
церкви (сравни подобные же параллели - 42:14; 57:11). "Сион" и
"Иерусалим" употреблены, очевидно, как синонимы, что, вообще, обычно для
пророка Исаии (2:3; 4:3-4; 31:4-5; 40:9; 41:27; 52:1 и др.), точно так
же, как "Иаков" и "Израиль".
2 И назовут тебя новым именем... По свойству еврейского мировоззрения,
"имя" - это самая сущность предмета; отсюда перемена имени отдельного ли
человека, или целого народа - это крупнейшая перемена во всей их судьбе.
Приурочивая эту перемену к самому Иерусалиму, мы, основываясь на
контексте, можем догадываться, что его новое имя это - "город Господа,
Сион святого Израилева" (60:14). Относя же ее ко всему Израилю, или,
собственно к христианам, как его духовному потомству, мы должны будем
счесть за такое новое имя название его "народом святым" (62:12), что
вполне согласно и с новозаветными свидетельствами (Рим 1:7; 1 Кор 1:2).
3 И будешь венцом славы.., и царскою диадемою... Как венец славы,
венчавший голову победителя на олимпийских играх, так и драгоценная
диадема, украшающая голову царя, - все это выразительные образы для
более наглядного и сильного представления о той высокой чести, которой
прославит Господь новооснованную Им церковь (ср. 60:21; 61:3).
4-5 Сравнения и образы, данные в этик стихах, более подробно раскрыты
были пророком Исаией раньше (54:4-8), где они нами и прокомментированы.
Общий смысл их тот, что если прежде плотской Израиль (церковь
ветхозаветная) расторг свой брачный союз с Господом и потому был как бы
покинут Им, то теперь духовный Израиль (церковь новозаветная) своим
искренним обращением к Богу снова привлек к себе благоволение своего
Господа, восстановил и на век упрочил этот союз, Заслуживает внимания,
что перемена в положении Израиля запечатлена здесь и соответствующей
переменой имени: раньше он называется "оставленным", по-еврейски ?????
(Azuva), а затем переименовывается в ??-???? (Hephzi-bah), что значит
"пользующаяся благоволением". Любопытно отметить, что подобные имена,
действительно, были в употреблении у евреев: Азувой, напр., звали мать
иудейского царя Иосафата (3 Цар 22:42), а Хефцибой - мать иудейского же
царя Манассии (4 Цар 21:1).
6-7 Мессия не только Сам будет неумолчно и неустанно осуществлять
высокие задачи Своего мессианского служения, но призовет к тому же и
целый ряд специальных "стражей", т. е. сотрудников в лице апостолов,
учеников и всей, вообще, новозаветной иерархии. Самый же образ этого
"Великого Благовестника" и роль "стражей" при Нем раскрыты пророком
Исаией и нами изъяснены раньше (52:7-8 ст. ).
8 Не дам зерна твоего более в пищу врагам твоим, и сыновья чужих не
будут пить вина твоею, над которым ты трудился. "Очевидно, что пророк
указывает на отмену наказаний, назначенных Израилю за отступничество во
Второзаконии 28:33: "плоды земли твоей и все труды твои будет есть
народ, которого ты не знал..." "виноградники будешь садить и
возделывать, а вина не будешь пить" (39 ст.). Все это и совершалось
неоднократно над Израилем и Палестиной во время нашествия войск
ассирийских, вавилонских, египетских, сирийских и римских Но при
наступлении новой эры, нового царства, новой жизни ветхозаветные
наказания отменяются, ибо самое царство нового Израиля получает новое
значение и объемлет всю землю, дарованную Господом человеку (Властов.
Цит. сочин. 357 с.).
9 Но собирающие будут есть... пить вино его во дворах святилища Моего.
Господь не даст пшеницы Сиона врагам его и вина его - для пития чужим;
пшеницей и вином Сиона будут пользоваться лишь граждане его, славящие
Господа. Под пшеницей и вином Сиона, т. е. церкви, согласно блаженному
Иерониму, здесь разумеются тело и кровь Христовы, от которых приобщаются
лишь принадлежащие к церкви (ср. Ин 6:55; - Комм. СПб. Академии. с.
901-902).
Во дворах святилища Моего... Прибавка эта, ведущая мысль к одному из
определенных ветхозаветных узаконений (Втор 14:22-24), подтверждает
вышеприведенную догадку блаженного Иеронима об особом,
символическо-священном характере тех даров земли, о которых здесь
говорится.
10 Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Равняйте,
равняйте дорогу, убирайте камни... В этой поэтической картине пророк
рисует пред нами образ восстановленного города Иерусалима, как центра
обновленного Сиона, с широко распахнутыми его вратами, для свободного
пропуска густых масс народа. Чтобы не было беспорядка, неудобств и
тесноты, Сам Мессия выступает здесь как бы в роли церемониймейстера,
устанавливает порядок, ограждает безопасность и создает удобства пути.
Прежде всего, Он приглашает пройти в ворота города самих "стражей" его,
т. е. Его апостолов и учеников, главных сподвижников и сотрудников
Господа, в деле основания и распространения Его церкви. Затем Он дает им
поручение заняться подготовкой пути для беспрепятственного следования в
ограду новозаветной церкви широких масс народа. Аналогичный с этим
возглас "приготовьте путь Господу" (40:3) уже встречался нам у пророка
Исаии, и был там обстоятельно раскрыт.
Поднимите знамя для народов. В качестве комментария этих слов могут
служить две следующих параллели из того же пророка: "И поднимет знамя
народам дальним и даст знак живущему на краю земли", - и вот он легко и
скоро "придет" (5:26). И еще: "и поднимет знамя язычникам и соберет
изгнанников Израиля, рассеянных Иудеев созовет - от четырех концов
земли" (11:12). Так говорит Господь-Бог: вот, Я подниму руку Мою к
народам, и выставлю знамя Мое племенам (49:22). Образ взят, очевидно, от
войскового знамени, уцелевшего во время битвы, после которой оно высоко
поднимается и собирает вокруг себя всех рассеянных членов полка. В
преобразовательном смысле таким знаменем новозаветной церкви служит
Крест Христов - символ победы христианства над всеми его внешними и
внутренними врагами. Моментом наиболее полного исторического
осуществления этого пророчества в новозаветный период следует признать
эпоху Константина Великого.
11 Заключительная речь Самого Господа.
Скажите дщери Сиона..., т. е. новозаветной церкви, которую в этом образе
нарочито воспел псалмопевец (Пс 44:11-18).
Грядет Спаситель твой... Пророк Захария приурочил это предсказание к
своему специальному пророчеству о входе Господнем в Иерусалим (Зах 9:9;
ср. Ис 40:10; Мф 21:5; Ин 12:15).
Награда Его с Ним и воздаяние Его - пред Ним. Слова эти представляют
почти буквальное повторение 10 ст. 40 главы, где они и
прокомментированы.
12 Представляет собой общее заключение данной главы и повторение
основной ее мысли, раскрытой в первом отделе 2-5 ст.