Левит
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Глава
8
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 возьми Аарона и сынов его с ним, и одежды и елей помазания, и тельца
для жертвы за грех и двух овнов, и корзину опресноков,
3 и собери все общество ко входу скинии собрания.
4 Моисей сделал так, как повелел ему Господь, и собралось общество ко
входу скинии собрания.
5 И сказал Моисей к обществу: вот что повелел Господь сделать.
6 И привел Моисей Аарона и сынов его и омыл их водою;
7 и возложил на него хитон, и опоясал его поясом, и надел на него
верхнюю ризу, и возложил на него ефод, и опоясал его поясом ефода и
прикрепил им ефод на нем,
8 и возложил на него наперсник, и на наперсник положил урим и туммим,
9 и возложил на голову его кидар, а на кидар с передней стороны его
возложил полированную дощечку, диадиму святыни, как повелел Господь
Моисею.
10 И взял Моисей елей помазания, и помазал скинию и все, что в ней, и
освятил это;
11 и покропил им на жертвенник семь раз, и помазал жертвенник и все
принадлежности его и умывальницу и подножие ее, чтобы освятить их;
12 и возлил [Моисей] елей помазания на голову Аарона и помазал его, чтоб
освятить его.
13 И привел Моисей сынов Аароновых, и одел их в хитоны, и опоясал их
поясом, и возложил на них кидары, как повелел Господь Моисею.
14 И привел [Моисей] тельца для жертвы за грех, и Аарон и сыны его
возложили руки свои на голову тельца за грех;
15 и заколол его [Моисей] и взял крови, и перстом своим возложил на роги
жертвенника со всех сторон, и очистил жертвенник, а остальную кровь
вылил к подножию жертвенника, и освятил его, чтобы сделать его чистым.
16 И взял [Моисей] весь тук, который на внутренностях, и сальник на
печени, и обе почки и тук их, и сжег Моисей на жертвеннике;
17 а тельца и кожу его, и мясо его, и нечистоту его сжег на огне вне
стана, как повелел Господь Моисею.
18 И привел [Моисей] овна для всесожжения, и возложили Аарон и сыны его
руки свои на голову овна;
19 и заколол его Моисей и покропил кровью на жертвенник со всех сторон;
20 и рассек овна на части, и сжег Моисей голову и части и тук,
21 а внутренности и ноги вымыл водою, и сжег Моисей всего овна на
жертвеннике: это всесожжение в приятное благоухание, это жертва Господу,
как повелел Господь Моисею.
22 И привел [Моисей] другого овна, овна посвящения, и возложили Аарон и
сыны его руки свои на голову овна;
23 и заколол его Моисей, и взял крови его, и возложил на край правого
уха Ааронова и на большой палец правой руки его и на большой палец
правой ноги его.
24 И привел Моисей сынов Аароновых, и возложил крови на край правого уха
их и на большой палец правой руки их и на большой палец правой ноги их,
и покропил Моисей кровью на жертвенник со всех сторон.
25 И взял [Моисей] тук и курдюк и весь тук, который на внутренностях, и
сальник на печени, и обе почки и тук их и правое плечо;
26 и из корзины с опресноками, которая пред Господом, взял один опреснок
и один хлеб с елеем и одну лепешку, и возложил на тук и на правое плечо;
27 и положил все это на руки Аарону и на руки сынам его, и принес это,
потрясая пред лицем Господним;
28 и взял это Моисей с рук их и сжег на жертвеннике со всесожжением: это
жертва посвящения в приятное благоухание, это жертва Господу.
29 И взял Моисей грудь и принес ее, потрясая пред лицем Господним: это
была доля Моисеева от овна посвящения, как повелел Господь Моисею.
30 И взял Моисей елея помазания и крови, которая на жертвеннике, и
покропил Аарона и одежды его, и сынов его и одежды сынов его с ним; и
так освятил Аарона и одежды его, и сынов его и одежды сынов его с ним.
31 И сказал Моисей Аарону и сынам его: сварите мясо у входа скинии
собрания и там ешьте его с хлебом, который в корзине посвящения, как мне
повелено и сказано: Аарон и сыны его должны есть его;
32 а остатки мяса и хлеба сожгите на огне.
33 Семь дней не отходите от дверей скинии собрания, пока не исполнятся
дни посвящения вашего, ибо семь дней должно совершаться посвящение ваше;
34 как сегодня было сделано, так повелел Господь делать для очищения
вас;
35 у входа скинии собрания будьте день и ночь в продолжение семи дней и
будьте на страже у Господа, чтобы не умереть, ибо так мне повелено [от
Господа Бога].
36 И исполнил Аарон и сыны его все, что повелел Господь чрез Моисея.
Посвящение Аарона и сынов его и жертвы, при сем принесенные ими.
1-2 То, что повелено было Моисею в Исх ХXIХ:1–3 и д., в данной главе (и
IX) кн. Левит представляется в виде исполнения того устава.
3-4 При поставлении священнослужителей — этих посредников между
обществом народа Израильского и Иеговою, естественно, требовалось
присутствие при скинии всего общества, которое отселе выделяло из себя
сословие для специального служения Иегове. Но термин «общество» (esp.
edah, qahal) может означать и не собрание всего народа, в лишь его
старейших и почетнейших представителей (Чис XVI:2, см. Лев IX:1),
которые, по Пятокнижию, не раз призывались вместо всего народа быть
свидетелями знаменательных событий (Исх XVII:6; XXV:1–9). Впрочем, обряд
посвящения длился 7 дней (ст. 33); потому и большая часть народа могла
видеть знаменательный и глубоко важный обряд поставления
священнослужителей.
6-13 Посвящение обнимает 4 главных акта. Первый акт — омовение водой
(ст. 6, кн. Исх ХХIX:4), вероятно, всего тела, как требовалось от
первосвященника в день очищения (Лев XV), 4), а не простое омовение рук
и ног, которое требовалось пред совершением каждого священного действия
(Исх XXX:19–21). Означая удаление не физической только, но и
нравственной нечистоты посвящаемых, омовение это было отрицательным
моментом посвящения и вместе предъизображением высочайшей, абсолютной
святости Первосвященника новозаветного (Евр VII:26). Второй акт —
облечение Аарона во все священные одежды, сану первосвященника
присвоенные (Исх XXVIII), — символ церковно-общественного служения, в
которое отныне первосвященник вступал (ст. 7–8; см. Исх XXIX:5, 6);
равным образом по той же причине и с тем же значением облечены были в
соответствующие священные одежды и сыновья Аарона — священники (ст. 18,
см. Исх ХХIX:8, 9). Третий акт — помазание священным елеем (о
приготовлении которого говорится в Исх XXX:23–25) сначала скинии и всех
ее принадлежностей (ст. 10–11, см. Исх ХХХ, 28–29) — для освящения этого
дела рук человеческих на служение Богу, а затем и помазание Аарона и
сынов его (ст. 12, см. Исх XXVIII:41; ХXIX:7; XXX:30; XL:13–15). О
помазании последних в данном месте не упомянуто (ст. 13). Но из Исх
XXX:30 (ср. Лев VII:36; X:7) и особенно Исх XL:13–15, видно, что и над
священниками, по крайней мере, при установлении священства по закону,
помазание совершено было: «помажь их, как помазал ты отца их, чтобы они
были священниками Мне, и помазание их посвятит их в вечное священство в
роды их» (Исх XL:15; cp. Лев VII:36). И текст библейский, и традиция
иудейская отличают, впрочем, помазание Аарона от помазания священников,
сынов Аарона. Первое состояло прежде всего в возлиянии (евр. lazag) елея
на голову Аарона в обильном количестве (ср. Пс CXXXII:2) и уже затем в
помазании (maschach) — вероятно лица и одежды. Помазание же (maschach)
священников состояло только в последнем действии и преданием понималось
в смысле начертания на лбу каждого подобия буквы греч. c (Маймонид) или
евр. каф (к, по Абарбанел.). Но и высшее помазание Аарона, и низшее —
сынов его — одинаково служило символом преподания им благодати Св. Духа
(ср. 1 Цар Х, 1–6; XVI:13, 14; Пс LXI:1), необходимой им ввиду
чрезвычайной важности и ответственности их служения. Четвертый и
последний акт посвящения — жертвоприношение от посвящаемых (от. 14–30,
см. Исх ХХIХ, 10–28). Принесены были в жертвы за грех (ст. 14–17), во
всесожжение (ст. 18–21) и специальная жертва посвящения (ст. 22–30). В
жертву за грех первосвященника (вместе с сыном его) берется, согласно
предписанию Лев IV:3, телец, и весь обряд в целом согласуется с
узаконением IV:3–12, касательно жертвы за грех первосвященника. Есть,
однако, и различие. Если в Лев IV:3 и д. разумеется определенный факт
греха первосвященника уже посвященного, то здесь, при посвящении
святилища и служителей его, имеется в виду общая греховность последних,
и так как одновременно освящается и скиния, то жертвенною кровью
помазываются роги только жертвенника всесожжении (этого центра
ветхозаветного жертвенного культа), а не роги алтаря кадильного, и не
совершается кропления кровью пред некою (в отношении кровекропления
жертвоприношение за грехи Аарона, и сыновей приближается, таким образом,
к жертве за грехи мирян, IV:25, 30). Все мясо с кожею было сожжено вне
cтана согласно с IV:12: посвящаемые не могли есть жертвы за их грех, а
Моисей, совершитель жертвы на сей раз, не был священником и потому тоже
не имел права вкушать ее.
18-21 Во всесожжение принесен был баран, во всем согласно предписанию
Лев I:10–13 о всесожжении из мелкого скоте, и нарочитому повелению о сем
Иеговы Моисею, Исх XXIX:15–18.
22-30 В жертву посвящения или, по LXX, «совершения» (thV teleiwsewV,
слав.: совершения, ст. 22, 28, 29) взят был также баран. Обряд
жертвоприношения, в существенном, сходен с обрядами жертвы мирной (гл.
III, ср. VII гл.): сожжены были те же части (ст. 25), что и при жертве
мирной, равно и обряд потрясения пред Иеговою совершен над теми же
частями (правое плечо и грудь) и в соединении с теми же хлебными
продуктами, как и при жертве мирной (ср. VII:29–34). Но особенность,
исключительно этой жертве посвящения принадлежащая, заключалась в
помазании кровью жертвы посвящения правого уха, большого пальца правой
руки и большого пальца правой ноги первосвященника и священников (ст.
23–24). По блаж. Феодориту (вопр. VIII на Лев.), «правое ухо —
прознаменование похвального послушания, а рука и нога — символы добрых
дел посему-то помазаны были рука правая и нога правая, потому что есть
дела шуии и послушание вредное». Ввиду тождества этого последнего обряда
с обрядам при принятии в теократическое общество выздоровевшего и
очищаемого прокаженного (Лев XIV:14), значение его может быть определено
так: вступая служителями в святилище и приближаясь более других к Богу
(ср Чис ХVI 5) первосвященник и священники очищались, как и
выздоровевшие прокаженные, от всякой скверны очищались совершеннейшим
образом, на что указывало и семидневное безотлучное пребывание их во
дворе скинии (ст. 33–34). Кровью и елеем были окроплены и одежды Аарона
и сынов его конечно для выражения всецелого посвящения их (наравне с
окропляемым и освящаемым святилищем) Богу.
33-36 (ср. Исх XXIX:29–35). Окончание обряда посвящения; указания Моисея
Аарону и его сынам касательно употребления мяса жертвы посвящения (ст.
31–32) и распоряжение о семидневном пребывании посвящаемых «у входа
скинии собрания» (ст. 35, 33), т. е. во дворе скинии, с обязательством
повторять в каждый из 7 дней жертвы и обряды первого дня (Исх XXIX:35).
По Маймониду, священники раз на все времена посвящены были этим
посвящением, каждый же новый первосвященник должен был посвящаться снова
(помазание первосвященников существовало только до плена вавилонского).