Евангелие от Марка
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Глава
7
1 Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из
Иерусалима,
2 и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть
неумытыми, руками, укоряли.
3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв
тщательно рук;
4 и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они
приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.
5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не
поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?
6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия,
как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от
Меня,
7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого,
омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
9 И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы
соблюсти свое предание?
10 Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий
отца или мать смертью да умрет.
11 А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу
то, чем бы ты от меня пользовался,
12 тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери
своей,
13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и
делаете многое сему подобное.
14 И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте:
15 ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что
исходит из него, то оскверняет человека.
16 Если кто имеет уши слышать, да слышит!
17 И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче.
18 Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что
ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?
19 Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем
очищается всякая пища.
20 Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека.
21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы,
прелюбодеяния, любодеяния, убийства,
22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око,
богохульство, гордость, безумство, -
23 все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.
24 И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и,
войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.
25 Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым
духом, и, придя, припала к ногам Его;
26 а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его,
чтобы изгнал беса из ее дочери.
27 Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять
хлеб у детей и бросить псам.
28 Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят
крохи у детей.
29 И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери.
30 И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на
постели.
31 Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю
Галилейскому через пределы Десятиградия.
32 Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него
руку.
33 Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему
и, плюнув, коснулся языка его;
34 и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: `еффафа', то есть:
отверзись.
35 И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал
говорить чисто.
36 И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они
еще более разглашали.
37 И чрезвычайно дивились, и говорили: все хорошо делает, - и глухих
делает слышащими, и немых - говорящими.
О
чистом и нечистом (1-23). Женщина-хананеянка (24-30). Исцеление глухого
косноязычного (31-37).
1 Беседа с фарисеями и книжниками о соблюдении преданий старцев,
разговор с народом о фарисеях и беседа с учениками, какие вел Христос,
объяснены е Ев. Матфея XV, 1-20 Ев. Марк делает, впрочем, к сказанному
Матфеем некоторые прибавления. Точно также у него есть изменения в
порядке изречений Господа. Наконец, нельзя не отметить того
обстоятельства, что у ев. Марка вопрос о чистом и нечистом поставлен на
более широкую почву, чем у ев. Матфея: тогда как Матфей сводит в конце
концов речь к вопросу о вкушении пищи неумытыми руками, у ев. Марка
вопрос об умовении рук служит только иллюстрацией для разъяснения
принципиального вопроса о чистом и нечистом (ср. Мф XV, 20 и Мк VII,
23).
3-4 Ев. Марк, имея в виду своих читателей-христиан из язычников,
подробно передает обычаи омовения, каких держались иудеи при вкушении
пищи. Бывая на рынке и дотрагиваясь до разного рода продающихся там
предметов, еврей мог коснуться до чего-нибудь оскверненного.
19 И выходит вон, чем очищается всякая пища. В русском переводе мысль
остается неясною. Лучше поэтому последние слова "чем..." понимать, как
приложение к словам 18-го стиха: "Он сказал им". Ев. этим хочет сказать,
что Христос сказал то, что содержится в 18-м и 19-м ст. - очищая (kaqarizwn
- по лучшим чтениям) всякую пищу для употребления, т е. уничтожая тем
самым различие в достоинстве яств (ср. Рим XIV, 14 и сл. ).
Непосредственно, прямо, Христос не говорил ни слова против священных для
Израильтян постановлений Моисеева закона, но само собою понятно, что
после вознесения Его христиане не могли уже принципиально считать для
себя обязательным соблюдение постановлений Моисеевых о пище, и изречение
Христа ев. Марк приводит как основание для нового, христианского,
воззрения на значение пищи.
24 Чудо исцеления дочери жены хананеянки см. в Ев. Мф XV, 21-28. Ев.
Марк прибавляет, что Христос, находясь в пределах чисто языческой
страны, не хотел выступать здесь с проповедью и остался в доме
какого-либо знакомого ему иудея (24): мысли о том, что Христос хотел
здесь скрыться от ненависти Его врагов (еп. Михаил), в этом месте не
выражается. Хананеянку ев. Марк точнее определяет как язычницу-гречанку,
чем обозначает, вероятно, ее религию, и в тоже время как сирофиникиянку,
что указывает на ее национальность (ст. 26). Прибавляя: "дочь лежит на
постели" (29), евангелист этим дает понять, что дочь хананеянки вполне
выздоровела, и ее более не удручали припадки беснования, во время
которых она спрыгивала с постели на пол.
31 Об исцелении немого косноязычного говорит только один ев. Марк.
Господь покидает пределы Тира и Сидона и идет, вероятно, военную
дорогою, которая шла через Ливан, Леонт, в Кесарию Филиппову и отсюда
через Вифсаиду Юлиеву к Генисаретскому морю, где, на восточном его
берегу, в пределах Десятиградия, и остановился на некоторое время.
32 Если Гергесинцы - также жители Десятиградия - просили Христа
удалиться от них (V, 17), то жители этой местности, наоборот, сами
приводят к Нему глухого косноязычного и просят исцелить его от его
болезни.
33 Просители думали, что Христос исцелит больного обычным возложением на
него Своих рук. Но Господь употребляет в настоящем случае другой способ
исцеления. Желая сосредоточить внимание больного на Себе, возбудить в
больном некоторую веру в Свою силу, Он прежде всего отделяет его от
народа, - так сказать, приближает к Себе. Затем Он совершает такие
действия, которые должны были дать понять больному, что Христос есть в
некотором смысле врач. Так Он вложил персты Свои в уши больного, как бы
расширяя их, затем плюнул на Свои пальцы, как делали иногда в древности
врачи (Тацит. Ист. IV, 81), и коснулся ими языка больного, показывая тем
и другим свое намерение исцелить больного.
34 Воззрев на небо и вздохнув, Христос этим самым дал понять больному,
что для его исцеления необходима помощь Бога, пребывающего на небе. Как
бы получив утвердительный ответ на Свое мысленное обращение к Отцу
Своему небесному, Христос тотчас же повелевает слуху и языку больного
прийти в действие.
35 Повеление Христа тотчас же пришло в исполнение. Стал говорить (-
elalei imperf. ). Это выражение указывает на то, что действие исцеления
оказалось не временным, а постоянным: с тех пор больной говорил уже
всегда чисто или правильно (orqwV).
36 Господь запрещает рассказывать о совершенном Им чуде, для того, чтобы
не подать повода жителям Десятиградия постоянно искать Его именно как
чудотворца. В Него должны были и здесь - конечно, со временем, -
уверовать как в Мессию, вдуматься в Его учение, а не искать от Него
только помощи в разных бедах и болезнях.
37 Все хорошо делает. Толпа народа, по-видимому, смотрит на Христа как
на такого, чудотворца, который в состоянии восстановить первобытное
райское блаженство человека (Быт I, 31).