Книга притчей
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Глава
16
1 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.
2 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.
3 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
4 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день
бедствия.
5 Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что
он не останется ненаказанным. [Начало доброго пути - делать правду; это
угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет
знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.]
6 Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от
зла.
7 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.
8 Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.
9 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием
его.
10 В устах царя - слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на
суде.
11 Верные весы и весовые чаши - от Господа; от Него же все гири в суме.
12 Мерзость для царей - дело беззаконное, потому что правдою
утверждается престол.
13 Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит.
14 Царский гнев - вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его.
15 В светлом взоре царя - жизнь, и благоволение его - как облако с
поздним дождем.
16 Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума
предпочтительнее отборного серебра.
17 Путь праведных - уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит
путь свой.
18 Погибели предшествует гордость, и падению - надменность.
19 Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.
20 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа,
тот блажен.
21 Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к
учению.
22 Разум для имеющих его - источник жизни, а ученость глупых - глупость.
23 Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.
24 Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.
25 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к
смерти.
26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот
его.
27 Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.
28 Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.
29 Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на
путь недобрый;
30 прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе
губы, совершает злодейство; [он - печь злобы].
31 Венец славы - седина, которая находится на пути правды.
32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя
города.
33 В полу бросается жребий, но все решение его - от Господа.
1-3.
О Боге, как Владыке всех жизненных путей человека. 4-9. О премудром и
праведном воздаянии Божием за дела человеческие, добрые и злые. 10-15. О
царях как посредниках или орудиях мироуправления Божия. 16-26. Правда
Божия - в отношении к мудрым и к глупым. 27-33. Неодинаковая судьба
праведных и неправедных.
1-3. Ввиду несомненного факта поразительной зависимости судеб
человеческих от Бога (ст. 1, сн. Иер X:23), а также присутствия только у
Бога истинной оценки действительного достоинства намерений и действий
человека (ст. 2), Премудрый наставляет слушателей всецелой преданности
Промыслу Божьему, обещая отсюда всякий успех предприятий (ст. 3, сн. Пс
XXI:9; XXXVI:5).
4-9. Из общего положения о том, что все сотворенное Богом имеет свои
цели и назначение (ст. 4), выводимые, с указанием на гибельность
высокомерия (ст. 5), образ положительного благоугождения человека Богу:
милосердие и правда в отношении ближних (ст. 6а), соединенные с страхом
Божьим (6б), последствием чего явится мир, даже примирение враждующих
(ст. 7). Затем вновь повторяется мысль о том, что жизнь и намерения
человека всецело зависят от Бога (ст. 9).
10-15. Идет ряд притчей политико-общественного содержания:
преимущественно относительно царской власти. Царь здесь, как и в других
местах книги Притчей (XX:28; XXI:1; XXV:5) представляется идеальной
нравственной силой, воплощением и охранителем нравственного миропорядка,
орудием Божественного мироуправления. Царю прямо усвояется
вышеестественная, как бы пророческая способность и сила, евр. : gesem,
греч. : manteion, Vulg. : divinatio, слав. : пророчество (ст. 10): как
ставленник и представитель Бога на земле, царь теократический, в делах
управления и суда изрекает бесспорные и выше сомнений стоящие решения
(ср. 3 Цар III:27 [Мидраш (5, 50) здесь справедливо видит указание на
мудрость мудрейшего из царей - Соломона.]).
В связи с этим замечается, что и все общественные отношения (напр.,
купля и продажа, должны быть проникнуты духом честности и справедливости
(ст. 11, сн. XI:1). В ст. 12-13 - в первом с отрицательной стороны, а во
втором с положительной - высказывается мысль о том, что царь есть
непогрешимое мерило нравственной правоты, почему для него отвратительно
всякое беззаконие, и он благоволит лишь к делающим правду и говорящим
истину. Соответственно с тем, в ст. 14-15 характеризуется
противоположное, то грозно карающее, то благоволительно-милующее
отношение царя к явлениям зла и добра. Выражение "царский гнев - вестник
смерти" (ст. 14) ближе всего объясняется из обычаев деспотических
властителей Востока (ср. Есф VII:7).
16-26. Высокая оценка мудрости (ст. 16) встречается у Премудрого не раз
(ср. III:14; VIII:10-19). В ряду отдельных проявлений мудрости на первом
месте здесь (ст. 17) поставляется праведность, благочестие, уклонение от
зла; особенно отличается (ст. 16) гибельность гордости, неизбежно
влекущей за собой падение (сн. Есф III:1), и восхваляется смирение и
кротость, обеспечивающие человеку мирное состояние духа и довольство.
Это нравственное счастье обеспечивается частью разумным, обдуманным
трудом жизни, главным же образом твердой надеждой человека на Бога: два
эти фактора, человеческий и Божеский, взаимно предполагают друг друга
(ст. 20). Далее указывается, что в деле научения мудрости имеет значение
и сама внешняя форма, в которой преподается учение (ст. 21), отмечается
высокая жизненная полезность мудрости (ст. 22), приятность и
спасительность вместе - подобно меду, имеющему приятность и приносящему
исцеление (ст. 24). После этого делается предостережение от
самообольщения (ст. 25) и указывается побуждение к физическому труду - в
чувстве самосохранения (ст. 26).
27-33. В ст. 27-30 дается характеристика трех типов злобы: человека,
злоумышляющего против ближнего (ст. 27), клеветника, возмутителя и
раздорника (ст. 28), и притеснителя, насильника (ст. 29), причем
отмечается свойственная им мимика (ст. 30, сн. VI:12-13). В
противоположность ожидающей всех таких гибели, удел праведных и
благочестивых - честная старость и долголетие (ст. 31); высшее
благонравственное самообладание, научиться владеть собой труднее, чем
отличаться храбростью в битве и брать крепости (ст. 32). В Мишне (тр.
Авот, гл. IV, § 1) на вопрос: кто силен? дается ответ: тот кто осиливает
свой йецер (т. е. побуждение ко злу), ибо сказано: "долготерпеливый
лучше храброго, а владеющий собою лучше завоевателя" (Притч XVI:32).
Заключительный стих (ст. 33), особенно вторая его половина, выражает
главную мысль всей (XVI) главы.