Псалтирь
Введение Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Псалом 10
1 На Господа уповаю; как же вы говорите душе моей: `улетай на гору вашу,
как птица'?
2 Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве,
чтобы во тьме стрелять в правых сердцем.
3 Когда разрушены основания, что сделает праведник?
4 Господь во святом храме Своем, Господь, - престол Его на небесах, очи
Его зрят [на нищего]; вежды Его испытывают сынов человеческих.
5 Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие
ненавидит душа Его.
6 Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий
ветер - их доля из чаши;
7 ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника.
Псалом можно считать писанным во время подготовлявшегося восстания
Авессалома, которое замечал как Давид, так и близкие ему люди,
советовавшие бежать из Иерусалима. Но Давид иначе оценивал серьезность
своего положения и продолжал жить в Иерусалиме.
Друзья Давида советовали ему спасаться в горах, так как заговор
Авессалома они считали уже совершенно организованным, и положение Давида
опасным (1-3). Давид же, сознавая себя чистым пред Авессаломом и
народом, продолжает оставаться в Иерусалиме, веря в то, что Господь
покарает нечестивцев (4-7).
1. "На Господа уповаю". Давид привык располагать и согласовать свою
жизнь с указанием Господа, от чего не хочет отступиться и сейчас, вверял
себя Его водительству, а не советам друзей, хотя и искренним, но может
быть несогласным с решением о Давиде Бога. - "Улетай на гору", т. е.
Иудейские горы, в многочисленных пещерах можно бы легко укрыться от
врагов. - "Говорите душе моей" - гебраизм, - говорите мне.
2. Свой совет бежать друзья оправдывали взглядом на заговор, как
совершенно организованный и готовый к действию.
3. "Разрушены основания" - потрясены основы политической и общественной
жизни, так как заговорщики не признавали Давида царем, желали его
низложения и стремились к установлению нового направления жизни. Что
иное, как не бежать, может сделать праведник, т. е. Давид, у которого
для борьбы с готовым обнаружиться вооруженным восстанием есть только
сознание своей чистоты пред врагами, но никаких внешних средств обороны.
4-5. Этому совету Давид противополагает свою веру в Бога, как защитника
праведных. Господь с неба надзирает за людьми, посылает, как сейчас,
праведнику испытания во временном успехе нечестивых, но последних Он
ненавидит, как попирающих Его Закон.
6-7. Господь прольет на нечестивых "горящие угли, огонь и серу". Под
горящими углями можно разуметь молнию, под огнем и серой - гибель через
посредство особенных потрясений природы, вроде гибели Содома и других
городов Пентаполя (см. Быт XIX:24). Палящий ветер, вероятно - самум,
хорошо известный евреям по своим гибельным действиям. - "Их доля из
чаши" - таков их удел, назначенный Богом, не допускающим торжества
нечестия, так как Господь "любит правду, лице Его видит праведника", т.
е. всегда промышляет над ним и оберегает его.