Псалтирь
Введение Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Псалом 131
1 Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его:
2 как он клялся Господу, давал обет Сильному Иакова:
3 `не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое;
4 не дам сна очам моим и веждам моим - дремания,
5 доколе не найду места Господу, жилища - Сильному Иакова'.
6 Вот, мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима.
7 Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его.
8 Стань, Господи, на место покоя Твоего, - Ты и ковчег могущества
Твоего.
9 Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются.
10 Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего.
11 Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: `от плода чрева
твоего посажу на престоле твоем.
12 Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым
Я научу их, то и их сыновья во веки будут сидеть на престоле твоем'.
13 Ибо избрал Господь Сион, возжелал [его] в жилище Себе.
14 `Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его.
15 Пищу его благословляя благословлю, нищих его насыщу хлебом;
16 священников его облеку во спасение, и святые его радостью
возрадуются.
17 Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему.
18 Врагов его облеку стыдом, а на нем будет сиять венец его'.
Означенный псалом можно считать написанным Соломоном при перенесении
Кивота Завета из скинии Давидовой во вновь сооруженный им храм. На это
событие указывает, напр., 8 ст., где писатель обращается к Господу с
молитвой стать с Ковчегом на "место покоя", чем Господь покажет
благоволение к своему помазаннику "ради Давида" (10 ст.). Стихи 8-10,
кроме того, приводятся в содержании молитвы Соломоновой при освящении
храма (см. 2 Пар VI:41-42). Да и все содержание псалма представляет
торжественную песнь, более всего соответствующую указанному времени.
Господи, вспомни все сокрушение Давида, озабоченного построением скинии,
которая тогда стояла на полях Иарима (1-6). Теперь пойдем все к подножию
места постоянного пребывания Господа и пусть все радуются (7:-9). Не
отврати, Господи, Твоего Лица от помазанника Твоего, из потомства
Давида, которому Ты обещал Свое благоволение, если оно будет верно Тебе
(10-12). Вот Господь избрал Сион Своим жилищем навеки и будет изливать
Свое благоволение на всех людей. Он возрастит рог Давида и постыдит всех
его врагов (13-18).
1. "Сокрушение" - сетование Давида по тому поводу, что он не видел
Ковчега Завета, этой величайшей Святыни еврейского народа, в жилище,
достойном его, и об устроении достойного Иеговы помещения он и
сокрушался.
3-5. Указывают на неусыпное старание Давида в отыскании достойного
Иеговы места сооружения Ему скинии.
6. Ефрафа - название города в области Кариафиаримской, а Иарим, с евр.
Иахар, что значит "лес", местечко около Кариафиарима, из которого
Давидом был перенесен Кивот Завета в Иерусалим.
7. "Подножие ног Его" - Кивот Завета, на котором невидимо присутствовал
сам Господь и который, потому, являлся подножием Его ног.
8. "Место покоя" - место постоянного пребывания Господа (сл. 14 ст. ). -
"Ковчег могущества" - Кивот Завета, с которым евреи выходили на сражение
и с которого Господь оказывал евреям чудесную помощь.
9. Пусть священники Твои будут всегда глашатаями правды, неуклонно
следующими Твоим повелениям, и этой правде, этому ведению закона да
научают весь народ своим словом, путем его разъяснения, а жизнью - да
показывают пример достойного исполнения закона. - "Святые" - весь
еврейский народ, призванный быть народом святым. Они "возрадуются" так
как будучи научены своими пастырями знанию закона и проводя жизнь в
согласии с заповедями Господа, они вызовут с Его стороны излияние на
себя богатых милостей.
10. "Помазанник" - Соломон. Выражение, чтобы Господь не отвратил от него
своих милостей "ради Давида" показывает необыкновенное смирение
Соломона, по которому он не считает себя так ценным пред Богом, чтобы
мог указывать на какие-либо заслуги пред Ним и за них просить награды,
как платы; этих милостей для себя он просит ради заслуг своего отца.
11-12. Клятва Господа "в истине, которой Он не отречется", состоит в
обетовании Давиду происхождения от него непрерывного ряда царей. Но это
обетование Божие обусловливается постоянством и прочностью привязанности
потомков Давида к Господу, т. е. обязательство Бога покоится не на
внешней верности своему обетованию, а на нравственной ценности тех, кому
оно дается. История еврейского народа прекрасно иллюстрирует это
обетование, когда показывает, что Господь награждал всех верных Ему
потомков Давида и поддерживал их на престоле, но потом, когда они
отступили от Него, царский род Давида прекратился.
14. Иерусалим - "покой Божий на веки", на все время верности Ему
еврейского народа, которому Он будет изливать свои милости. Выражение
"на веки" имеет и другой смысл. С отвержением древнего Израиля и заменой
его новозаветным, Иерусалим явился священным городом в глазах всех
христиан и, пока христианство живо и действенно, а оно, по обетованию
Христа, вечно, дотоле этот город является священным местом для всего
мира, местом явления и рождения новой жизни, местом, прославленным
делами, учением и смертью Спасителя мира.
16. сл. ст. 9.
17. "Рог" - символ силы, крепости. Рог Давида заключался, конечно, не в
тех военных удачах, которыми он обезопасил и сделал свой народ грозным
для соседей язычников, и не внутренние реформы, внесшие порядок и
спокойствие в жизнь народа, так как то и другое имело лишь временное
значение и переходящую ценность, а под рогом нужно разуметь его вечную
силу и вечную ценность. Последняя же состояла в происхождении от него
Мессии, основателя нового царства, несокрушимого ни для каких сил ада и
происков людей, и внесшего в жизнь новый свет, привлекший к себе весь
мир. В этом смысле Ап. Петр применяет слова означенного псалма прямо ко
Христу (Деян II:30).