I Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Глава
7
1 И пришли жители Кириаф-Иарима, и взяли ковчег Господа, и принесли его
в дом Аминадава, на холм, а Елеазара, сына его, посвятили, чтобы он
хранил ковчег Господа.
2 С того дня, как остался ковчег в Кириаф-Иариме, прошло много времени,
лет двадцать. И обратился весь дом Израилев к Господу.
3 И сказал Самуил всему дому Израилеву, говоря: если вы всем сердцем
своим обращаетесь к Господу, то удалите из среды себя богов иноземных и
Астарт и расположите сердце ваше к Господу, и служите Ему одному, и Он
избавит вас от руки Филистимлян.
4 И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному
Господу.
5 И сказал Самуил: соберите всех Израильтян в Массифу и я помолюсь о вас
Господу.
6 И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и
постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил
сынов Израилевых в Массифе.
7 Когда же услышали Филистимляне, что собрались сыны Израилевы в Массифу,
тогда пошли владетели Филистимские на Израиля. Израильтяне, услышав о
том, убоялись Филистимлян.
8 И сказали сыны Израилевы Самуилу: не переставай взывать о нас к
Господу Богу нашему, чтоб он спас нас от руки Филистимлян. [И сказал
Самуил: да не будет этого со мною, чтоб отступить от Господа Бога моего,
и не взывать о вас в молитве!]
9 И взял Самуил одного ягненка от сосцов, и принес его [со всем народом]
во всесожжение Господу, и воззвал Самуил к Господу о Израиле, и услышал
его Господь.
10 И когда Самуил возносил всесожжение, Филистимляне пришли воевать с
Израилем. Но Господь возгремел в тот день сильным громом над
Филистимлянами и навел на них ужас, и они были поражены пред Израилем.
11 И выступили Израильтяне из Массифы, и преследовали Филистимлян, и
поражали их до места под Вефхором.
12 И взял Самуил один камень, и поставил между Массифою и между Сеном, и
назвал его Авен-Езер, сказав: до сего места помог нам Господь.
13 Так усмирены были Филистимляне, и не стали более ходить в пределы
Израилевы; и была рука Господня на Филистимлянах во все дни Самуила.
14 И возвращены были Израилю города, которые взяли Филистимляне у
Израиля, от Аккарона и до Гефа, и пределы их освободил Израиль из рук
Филистимлян, и был мир между Израилем и Аморреями.
15 И был Самуил судьею Израиля во все дни жизни своей:
16 из года в год он ходил и обходил Вефиль, и Галгал и Массифу и судил
Израиля во всех сих местах;
17 потом возвращался в Раму; ибо там был дом его, и там судил он
Израиля, и построил там жертвенник Господу.
Пребывание Ковчега Завета в Кириаф-Иариме. Правление судии и пророка
Самуила.
1. На основании 1 Пар XV:10-11 полагают, что Аминадав и его сын Елеазар
принадлежали к колену Левия. В г. Кириаф-Иарим Ковчег Завета находился
до времен царя Давида, который перенес его в новоустроенную им
иерусалимскую скинию (2 Цар VI). Что же касается самой скинии,
находившейся в Силоме, то она была перенесена сначала в Номву (1 Цар
XXVI:1), затем - в Гаваон (1 Пар XVI:39; XXI:29; 2 Пар I:3) и, наконец,
разобрана и сложена в одном из помещений Соломонова храма в Иерусалиме,
совместно со скинией Давидовой.
2. И обратился весь дом Израилев к Господу: под внешним влиянием
филистимского гнета (ст. 3) евреи раскаялись в своих увлечениях
язычеством соседей и обратились сердцем к исполнению благого и
совершенного закона Господня.
4. Ваал и Астарта - языческие божества, чествовавшиеся в Xанаане,
Финикии, Месопотамии и других странах Передней Азии. Культ Ваала говорил
преимущественно о грозном могуществе божества; культ Астарты - о его
производительной силе. Последний сопровождался различного рода
распутством, возведенным до степени священного служения богине.
(Подробнее см. в соч. М. Пальмова "Идолопоклонство у древних евреев".
Спб. 1897, с. 217-246, 295-335).
5. Массифа Самуилова - город на северо-западе от Иерусалима, на юг от
Гаваона.
6. Черпание воды и поливание ею пред Господом служило символом глубокого
сокрушения о грехах и вместе покаянной жертвы еврейского народа. В 19
ст. II гл. кн. "Плач Иеремии" встречается выражение: "Изливай, как воду,
сердце твое пред лицем Господа!"
Судил - в смысле разбирал дела и тяжбы народа, наставляя его в истинном
законе.
7. Филистимлянам представилось, что евреи сосредоточились в Массифе не
иначе как с враждебной к ним целью.
9. В отношении особенностей религиозного и общественного быта евреев
период Судей может быть рассматриваем как период патриархальной реакции
в жизни народа. Закон о единстве богослужебного пункта и
исключительности богослужебных лиц не был соблюдаем с большой строгостью
даже лучшими из евреев того времени. Помимо скинии, жертвы Истинному
Богу приносились и там, где то или другое лицо ощущало потребность в их
принесении; и приносились нередко людьми, не имевшими священного сана.
(Подробнее см. в соч. И. Троицкого "Религиозное, общественное и
государственное состояние евреев во время Судей". Спб., 1885).
Ягненка от сосцов - жертвенный агнец должен быть по закону (Лев XXII:27)
не моложе семи дней.
11. По мнению епископа Гервея, между евреями и аморреями был заключен
оборонительный союз, направленный главным образом против филистимлян
(Английская Комм. Библия).
* Камень помощи.
17. См. примеч. к 9 ст.