Иисус Навин
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Глава
14
1 Вот что получили в удел сыны Израилевы в земле Ханаанской, что
разделили им в удел Елеазар священник и Иисус, сын Навин, и начальники
поколений в коленах сынов Израилевых;
2 по жребию делили они, как повелел Господь чрез Моисея, девяти коленам
и половине колена [Манассиина],
3 ибо двум коленам и половине колена [Манассиина] Моисей дал удел за
Иорданом, левитам же не дал удела между ними;
4 ибо от сынов Иосифовых произошли два колена: Манассиино и Ефремово;
посему они и не дали левитам части в земле, [а только] города для
жительства с предместиями их для скота их и для других выгод их.
5 Как повелел Господь Моисею, так и сделали сыны Израилевы, когда делили
на уделы землю.
6 Сыны Иудины пришли в Галгал к Иисусу. И сказал ему Халев, сын Иефоннии,
Кенезеянин: ты знаешь, что говорил Господь Моисею, человеку Божию, о мне
и о тебе в Кадес-Варне;
7 я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из
Кадес-Варни осмотреть землю, и я принес ему в ответ, что было у меня на
сердце:
8 братья мои, которые ходили со мною, привели в робость сердце народа, а
я в точности следовал Господу Богу моему;
9 и клялся Моисей в тот день и сказал: `земля, по которой ходила нога
твоя, будет уделом тебе и детям твоим на век, ибо ты в точности
последовал Господу Богу моему';
10 итак, вот, Господь сохранил меня в живых, как Он говорил; уже сорок
пять лет прошло от того времени, когда Господь сказал Моисею слово сие,
и Израиль ходил по пустыне; теперь, вот, мне восемьдесят пять лет;
11 но и ныне я столько же крепок, как и тогда, когда посылал меня
Моисей: сколько тогда было у меня силы, столько и теперь есть для того,
чтобы воевать и выходить и входить;
12 итак дай мне сию гору, о которой говорил Господь в тот день; ибо ты
слышал в тот день, что там [живут] сыны Енаковы, и города у них большие
и укрепленные; может быть, Господь [будет] со мною, и я изгоню их, как
говорил Господь.
13 Иисус благословил его, и дал в удел Халеву, сыну Иефонниину, [Кенезеянину,]
Хеврон.
14 Таким образом Хеврон остался уделом Халева, сына Иефонниина,
Кенезеянина, до сего дня, за то, что он в точности последовал
[повелению] Господа Бога Израилева.
15 Имя Хеврону прежде было Кириаф-Арбы, как назывался между сынами Енака
один человек великий. И земля успокоилась от войны.
1–5.
Общие основания разделения Ханаанской земли между девятью с половиной
израильскими коленами. 6–15. Удел Халева — Хеврон.
1-5 Истории раздела Ханаанской земли библейский повествователь
предпослал введение, в котором изложил общие основания для этого
разделения, состоящие в указании того, кто производил этот раздел, каким
способом и кому.
Раздел производили назначенные Моисеем первосвященник Елеазар, Иисус,
сын Навина, и начальники поколений (буквально с еврейского «главы отцов
колен») или князья колен (Чис XXXIV:17–28).
Раздел производился посредством жребия согласно с божественным
повелением, которым требовалось, чтобы при определении величины удела
принимаема была во внимание многочисленность или малочисленность колена,
получающего удел (Чис XXVI:53–56). Выполнение этого требования, при
разделении земли по жребию, внушает то представление, что жребием
указывалось только положение достававшегося колену удела в известной
части Ханаанской земли, а его величина определялась сообразно с
количеством лиц, составлявших колено. Самый способ бросания жребия
(XVIII:6, XIX:1), нигде не указанный в священных книгах, состоял, по
мнению раввинов [Keil. Iosua, 111.], в том, что ставились два влагалища
(чаши или ящики), в одно из которых клались куски кожи или дощечки с
надписью колен, в другое — такие же предметы с надписью частей
Ханаанской земли, подлежавших разделу, при этом за выниманием знака с
названием колена следовало вытягивание знака с названием области,
которая и делалась достоянием колена и сообразно с его численностью
расширялась или сокращалась, вся западно-иорданская страна разделена
была между девятью с половиной коленами В объяснение этого в 3–4 ст.
указано, во-первых, то, что два с половиной колена получили уже уделы в
восточно-иорданской стране, а одно колено, вследствие своего особого
назначения, не получило удела, и, во-вторых, то, что потомство Иосифа
образовало два отдельных колена. Слово посему в 4-м ст. не находит для
себя соответствия ни в еврейском тексте, ни в греко-славянском переводе.
5 Указывается на божественное повеление в Чис XVIII:20; XXVI:53–56.
6 Халев был главой рода в Иудином колене (Чис XIII:4, 7; 1 Пар II:9, 18,
42) и князем в этом колене (Чис XXХIV:18, 19). Он носил прозвище
Кенезеянин, которое усвоено ему и в Чис XXХII:12, не потому, что
происходил от другого народа — Кенезеев (Быт XV:19; XXXVI:11, 15), на
что нет каких-либо указаний, а потому, нужно думать, что имя «Кенез» или
прозвище «Кенезеянин» носил один из его славных предков, может быть,
родоначальник того рода, главой которого он был и члены которого носили
тоже прозвище (XV:17) или имя (1 Пар IV:15). Выступление Халева,
сопровождаемого другими членами Иудина колена с просьбой о
предоставлении ему Хевронской горы (ст. 12), показывает, что в Иудином
колене прежде других почувствовалась потребность в прочном заселении
завоеванной страны; в этом выразилось равным образом и особенное
расположение этого колена к южной именно части Ханаана. Сказанное
Господом Моисею о мне и о тебе, т. е. о Халеве и Иисусе Навине,
находится в Чис XIV:24, 30. О Кадес-Варни Х:41.
7 И принес ему (Моисею) в ответ, что было у меня на сердце, т. е. Халев
высказал искренно вынесенное им из осмотра Ханаанской земли
представление о ней, не опасаясь нареканий за это со стороны других,
участвовавших в этом осмотре, и не страшась народного гнева (Чис
XIV:10).
8 Братья мои, т. е. другие соглядатаи. Несогласие с ними Иисуса Навина в
суждении о Ханаанской земле само собой разумелось в словах Халева,
обращенных к нему самому и было слишком хорошо известно
присутствовавшим, чтобы особо указывать на это, не возбуждая подозрений
в заискивании пред израильским вождем.
9-11 Божественное повеление о предоставлении Халеву земли, по которой
ходила нога его, в наследственную собственность передано Моисеем во Втор
I:36. Из слов Халева …Господь сохранил меня в живых, …уже сорок пять
лет, еще блаж. Феодорит выводил заключение, что завоевание Ханаанской
земли продолжалось 7 лет. «После Божия приговора, — говорит он, —
произнесенного над шестьюстами тысяч» (разумеется в Кадесе по Чис ХIV),
«евреи провели тридцать восемь лет, странствуя по пустыне, посему
остается еще семь лет до сорока пяти» [Творения блаж. Феодорита, т. 1-й,
283.]. К разъяснению этого вывода можно разве присоединить указание на
Втор II:14, где говорится, что со времени выхода из Кадес-Варни и
перехода через долину Заред на пути в Ханаан прошло 38 лет. Семь лет
войны причислены в словах и Израиль ходил по пустыне ко времени
странствования, так как и в продолжение их народ не имел еще настоящей
оседлости. Словами выходить и входить означается вообще жизненная
деятельность человека; ср. Чис XXVII:17; Втор XXVI:6 и др.
12 Под горой сей разумеется гористая местность, в которой находится
Хеврон; здесь соглядатаи видели енакимов исполинского роста (Чис
XIII:23), которые, несмотря на поражение, нанесенное им Иисусом Навином
(XI:21), снова завладели этой местностью. В последних словах своей
просьбы может быть (по-еврейски «улай» — «не ли»), Господь [будет] со
мною Халев, доселе в точности следовавший Господу (ст. 8, 9), выражает,
конечно, не сомнение в выполнимости своего намерения изгнать Енакимов, а
надежду и желание сделать это при Божией помощи.
13 Иисус благословил его, т. е. пожелал ему Божией помощи.
15 О прежнем названии Хеврона см. Толковую Библию, т. 1-й, с. 52.
Словами и земля успокоилась от войны снова (XI:23) указывает на мирное
состояние Ханаанской земли, как благоприятствовавшее разделению ее между
израильским народом.