К Римлянам
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Глава
16
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она
будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один
благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии
для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною,
прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия,
возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных
из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних
Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте
Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с
ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех
с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все
церкви Христовы.
17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны,
вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему
чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но
желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать
Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.
21 Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр,
сродники мои.
22 Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.
23 Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует
вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.
24 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Рекомендации диакониссы Фивы (1-2). Приветствия (3-16). Предостережение
против церковных агитаторов (17-20). Приветствия от спутников Ап. Павла
(21-24).
1-2 Диаконисса Фива была, очевидно, передатчицей послания к Римлянам.
Должность диакониссы (h diakonoV) состояла в служении бедным, больным и
странниками. Кенхрея - восточная гавань Коринфа при Саронском заливе.
Она была помощницею (prostatiV) для многих христиан [Термин prostathV в
греческом юридическом языке означал афинского гражданина, который
выступал пред судьями и начальниками за людей, не имеющих права
афинского гражданина] и для Павла и, вероятно, имела значительные
денежные средства. Может быть, она принимала в своем доме странников.
Апостол просит читателей принять ее для Господа, т. е. вполне
по-христиански, с полным радушием, как свою сестру духовную (ср. Флп
2:20).
3-16 Здесь названы по имени 24 лица, к которым Апостол обращается с
приветствием, а потом Апостол приветствует всю церковь вообще.
3-4 Об Акиле и Прискилле - см. кн. Деян гл. XVIII, ст. 2. 18-19, 26 (ср.
1Кор.16:19). Прискилла - жена Акилы - ставится на первом месте,
вероятно, ввиду ее особых заслуг для Церкви (ср. 2Тим. 4:19). - Голову
(точнее: шею) свою полагали за мою душу (точнее: для спасения меня).
Когда это было - неизвестно. Одни видят объяснение этого в событиях,
случившихся во время пребывания Ап. Павла с Ефесе (Деян 19:23 и сл.),
другие относят это заступничество Акилы и Прискиллы к пребыванию Ап.
Павла в Коринфе (Деян 18:6 и сл.). - Домашние церкви - это богослужебные
собрания известного семейства и дружественных этому семейству лиц в
доме, принадлежащем этому семейству.
5 Начаток - т. е. первый, обратившийся в христианство в Ефесе. - На
основании Синопсиса Дорофея, Епенет, как и некоторые другие из
упоминаемых здесь лиц, причислен в житиях Ап. Димитрия Ростовского к
лику 70-ти.
7 Юнию. Правильнее видеть здесь мужское имя (Ioun?aV - Иуниан), так как
к женщине не идет замечание, что она "прославилась между апостолами".
Сродников моих - т. е. родственников моих. Слово suggeneiV - сродники
нельзя понимать в смысле "единоплеменники", потому что так другие иудеи
(Акила, Прискилла, Мариам) не названы здесь. - Между апостолами. Здесь
разумеются не 12 апостолов, среди которых не могли быть помещены
Андроник и Юния, а вообще проповедники о Христе, среди которых
означенные христиане занимали видное положение.
10 Из дома Аристовулова. О самом Аристовуле Апостол не упоминает,
вероятно, потому, что тоже был христианином. Может быть, это был принц
из дома Ирода, некоторое время живший в Риме, а потом уехавший в
Иерусалим, оставив свой дом в Риме на попечение рабов своих.
13 Избранного в Господе, т. е. выдающегося по своим христианским
добродетелям.
16 По прочтении послания, читатели должны приветствовать и друг друга
священным лобзанием, которое служило в древности на Востоке выражением
приветствия при встрече и расставании (1Пет. 5:14; Апостол. пост. 11:57,
12; 8:5, 5). Оно называется святым, как выражающее дух христианского
единения. - Все церкви. Очень возможно, что действительно все Церкви
восточные, знавшие о том, что Апостол пишет послание в Рим и сам
собирается туда, просили его передать и их приветствие Церкви Рима,
столицы империи.
17-20 Предостерегая своих читателей от агитаторов, которые хотят
основать отдельные церковные общества, Апостол характеризует этих
агитаторов, как людей своекорыстных, которые хотят эксплуатировать
доверчивых христиан в своих личных видах. Апостол советует христианам
оставаться покорными той вере, какую они уже давно приняли.
17-18 Черты, в каких Апостол рисует этих агитаторов, так общи, что
трудно определить характер и происхождение этих агитаторов. Вероятно,
эти лжеучители еще и не выступали в Риме, а только, по слухам, дошедшим
и до Павла, собирались туда.
19 Мысль Апостола следующая: "агитаторы эти, впрочем, могут обмануть
только людей простодушных, а вы - не таковы". - Мудры на добро, т. е.
чтобы вы умели разбирать, где истина и добро. - Просты на зло, т. е. не
поддавались злу, остались незапятнанными злом (ср. Флп 2:15; Мф 10:16).
20 Бог называется здесь Бог мира ввиду появления тех агитаторов, которые
хотят ввести разделения в Церкви (ст. 17). Эти люди являются для Павла
слугами сатаны: если они не служат Христу, то, значит, служат противнику
Христа - сатане. Отсюда получилось образное выражение: сокрушит сатану
под ногами вашими, напоминающее собою суд над змием диаволом (Быт 3:15).
21-24 Здесь Апостол присоединяет еще несколько приветствий от лиц, его
окружавших во время отправления послания в Рим.
21 Тимофей в других посланиях (2Кор. 1:1; Флп 1:1; Кол 1:1 и др.)
упоминается наряду с Ап. Павлом в самом начале посланий; здесь же
приветствие от него помещено в конце, вероятно, в силу того, что он
стоял далеко от Римской Церкви. - Прочие, здесь упомянутые, -
неизвестные из истории лица.
22 Тертий был писцом у Ап. Павла в то время, как Павел писал послание к
Римлянам. Он сам от себя вставляет приветствие римским христианам.
23 Гаий - это, вероятно, тот житель Коринфа, о котором Апостол упоминает
в 1 Kop 1:14. - Брат Кварт - так назван Кварт по тогдашнему обычаю:
Апостол, вероятно, не нашел никакого другого подходящего эпитета этому
своему сотруднику и обозначил его просто, как брата, т. е. христианина.
Примечание. Начиная с 80-х годов 19-го столетия некоторые толкователи
послания к Римлянам стали высказывать мнение, что XVI-я глава посл. к
Римлянам есть отдельное письмо Апостола Павла к Ефесянам, случайно
присоединенное к нашему посланию. В пользу этого мнения говорят, будто
бы, некоторые места этой главы, а именно: а) ст. 5-й, где Епенет назван
первым христианином из язычников Асии - а Ефес был главным городом
провинции Асии; б) ст. 3-4, где упомянуты Акила и Прискилла, жившие
именно в Ефесе (1Кор.16:19 и 2Тим. 4:19). Главное же - Ап. Павел,
говорят, не мог знать так хорошо столько лиц из римской общины и давать
о них одобрительные отзывы, потому что он еще в Риме не был. - Полагаем,
что эти соображения вовсе не таковы, чтобы на их основания строить
гипотезу об отдельном послании к Ефесянам, случайно присоединенном к
посланию к Римлянам. Самое важное противопоказание в этом отношении
состоит в следующем. В те времена христиане, по разным обстоятельствам
(для проповедания Евангелия, для избежания гонений и, наконец, по делам
торговым) постоянно меняли места жительства и вместе с Ап. Павлом могли
сказать о себе: не имея здесь постоянного града (Евр 13:14). Вследствие
этого в Риме легко могли очутиться многие христиане, известные Апостолу
Павлу по их деятельности еще на Востоке. Что касается, в частности,
Акилы и Прискиллы, то известно, что они сначала жили в Риме, а потом
удалились оттуда вследствие воздвигнутого против иудеев гонения. Когда
гонение затихло, они могли спокойно вернуться в Рим, чтобы там
подготовлять почву для деятельности Ап. Павлу. Притом, что это было бы
за послание, которое почти сплошь состояло бы из одних приветствий!
Н. П. Розанов