Книга Товита
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Глава
8
1 Когда окончили ужин, ввели к ней Товию.
2 Он же идя вспомнил слова Рафаила и взял курильницу, и положил сердце и
печень рыбы, и курил.
3 Демон, ощутив этот запах, убежал в верхние страны Египта, и связал его
Ангел.
4 Когда они остались в комнате вдвоем, Товия встал с постели и сказал:
встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас.
5 И начал Товия говорить: благословен Ты, Боже отцов наших, и
благословенно имя Твое святое и славное во веки! Да благословляют Тебя
небеса и все творения Твои!
6 Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою-- жену его. От
них произошел род человеческий. Ты сказал: нехорошо быть человеку
одному, сотворим помощника, подобного ему.
7 И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти,
но поистине как жену: благоволи же помиловать меня, и дай мне
состариться с нею!
8 И она сказала с ним: аминь.
9 И оба спокойно спали в эту ночь. Между тем Рагуил встав пошел и
выкопал могилу,
10 говоря: не умер ли и этот?
11 И пришел Рагуил в дом свой
12 и сказал Едне, жене своей: пошли одну из служанок посмотреть, жив ли
он; если нет, похороним его, и никто не будет знать.
13 Служанка, отворив дверь, вошла и увидела, что оба они спят.
14 И выйдя объявила им, что он жив.
15 И благословил Рагуил Бога, говоря: благословен Ты, Боже, всяким
благословением чистым и святым! Да благословляют Тебя святые Твои, и все
создания Твои, и все Ангелы Твои, и все избранные Твои, да благословляют
Тебя во веки!
16 Благословен Ты, что возвеселил меня, и не случилось со мною так, как
я думал, но сотворил с нами по великой Твоей милости!
17 Благословен Ты, что помиловал двух единородных! Доверши, Владыка,
милость над ними: дай им окончить жизнь во здравии, с весельем и
милостью!
18 И приказал рабам своим зарыть могилу.
19 И сделал для них брачный пир на четырнадцать дней.
20 И сказал ему Рагуил с клятвою прежде исполнения дней брачного пира:
не уходи, доколе не исполнятся эти четырнадцать дней брачного пира;
21 а тогда, взяв половину имения, благополучно отправляйся к отцу
твоему: остальное же получишь, когда умру я и жена моя.
1–8.
Изгнание демона (Асмодея) и обоюдная молитва новобрачных — Товии и Сарры.
9–14. Рагуил приготовляет могилу для зятя. 15–21. Благодарение Рагуила
Господу за спасение новобрачных и двухнедельное их брачное торжество.
1-3. Избавление Сарры от злого духа, конечно, не может быть приписываемо
физическим свойствам сердца и печени рыбы или самому курению или запаху,
исходившему при сжигании этих частей: этого рода вещественные средства
не могли оказать непосредственного действия на бестелесного духа —
Асмодея. Смысл этого свидетельства, ст. 1–3, об избавлении Сарры от
Асмодея просто тот, что это избавление было чудесным и посредствовалось
некоторым вещественным средством. В этом отношении чудо это не
противоречит характеру других библейских чудес, которые обычно
соединяются с внешними действиями и с вещественными средствами (см.
напр., Чис XXI:8–9; сн. Толков. Библ. т. I или 4 Цар II:19, 22 и Толков
Библ. т. II).
Равным образом мысль, ст. 3, об удалении Асмодея в Верхний Египет, т. е.
в пустыню, и о связании его Ангелом (Рафаилом) может быть приведена в
согласие с библейской ангелологией и демонологией, поскольку пустыня
являлась в представлении евреев жилищем злых духов (Лев XVI; XVII:7;
XIII:21; XXXIV:18; ср. Мф XII:43), а также понятие «связать», т. е.
лишить возможности действия, не раз употребляется священными писателями
в отношении злых духов (Мф XII:29; 2 Пет II:4; Иуд 6 ст.), причем в
Апокалипсисе связание сатаны на 1000 лет усвояется Ангелу, имеющему ключ
от бездны (Откр XX:1–3, ср. ХII:9) (см. у А. Глаголева, Ветхоз. Библ.,
учение об ангелах, с. 591,695).
4-8. Курение сердцем и печенью рыбы (ст. 2) явилось только символом
последовавшей затем молитвы Товии с Саррою (ср. Пс CXL:2; Откр VIII:4).
Молитва эта замечательна как один из немногих сохранившихся в Библии
образцов молитвы ветхозаветного человека, и запечатлена чистым
библейским духом, заключая в себе: а) теократическое исповедание веры в
Бога (ст. 5; сн. Исх III:14–15 ст.) б) библейское учение о творении
человека и о происхождении всего человеческого рода (ст. 6а, сн. Быт I–II)
и в) библейское же учение о сущности и задачах истинного брака (6б–7
ст., сн. Быт II:23–24).
9-14. В действиях и распоряжениях Рагуила в отношении как прежних зятьев
его, так и Товии, некоторые исследователи (напр., Цекхлер) усматривали
признаки неестественного хладнокровия, странной непоследовательности и
т. д. Но возражение это явно страдает субъективизмом и в самом тексте
книги опоры не имеет.
15. В отличие от принятого греческого текста, в котором славословие
усвояется одному Рагуилу, в других греческих кодексах оно приписывается
Рагуилу совместно с Саррою.
19-20. 14 дней или две недели брачного торжества — срок, вдвое
превышающий обычную продолжительность этого торжества на древнем и новом
Востоке (Быт XXIX:27–28; Суд XIV:17; в теперешней Сирии, по
свидетельству Ветцштейна, брачное торжество продолжается тоже 7 дней: —
«царская неделя» новобрачных).