Книга пророка Захарии
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Глава
12
1 Пророческое слово Господа об Израиле. Господь, распростерший небо,
основавший землю и образовавший дух человека внутри него, говорит:
2 вот, Я сделаю Иерусалим чашею исступления для всех окрестных народов,
и также для Иуды во время осады Иерусалима.
3 И будет в тот день, сделаю Иерусалим тяжелым камнем для всех племен;
все, которые будут поднимать его, надорвут себя, а соберутся против него
все народы земли.
4 В тот день, говорит Господь, Я поражу всякого коня бешенством и
всадника его безумием, а на дом Иудин отверзу очи Мои; всякого же коня у
народов поражу слепотою.
5 И скажут князья Иудины в сердцах своих: сила моя - жители Иерусалима в
Господе Саваофе, Боге их.
6 В тот день Я сделаю князей Иудиных, как жаровню с огнем между дровами
и как горящий светильник среди снопов, и они истребят все окрестные
народы, справа и слева, и снова населен будет Иерусалим на своем месте,
в Иерусалиме.
7 И спасет Господь сначала шатры Иуды, чтобы величие дома Давидова и
величие жителей Иерусалима не возносилось над Иудою.
8 В тот день защищать будет Господь жителей Иерусалима, и самый слабый
между ними в тот день будет как Давид, а дом Давида будет как Бог, как
Ангел Господень перед ними.
9 И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим.
10 А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и
умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о
Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце.
11 В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач
Гададриммона в долине Мегиддонской.
12 И будет рыдать земля, каждое племя особо: племя дома Давидова особо,
и жены их особо; племя дома Нафанова особо, и жены их особо;
13 племя дома Левиина особо, и жены их особо; племя Симеоново особо, и
жены их особо.
14 Все остальные племена - каждое племя особо, и жены их особо.
1-9.
Замыслы враждующих против Иерусалима народов безуспешны и служат к их
собственной гибели. 10-14. Всеобщий покаянный плач о тяжком преступлении
народа.
1. В XII:1 стоит то же самое слово massa, которым начинается первое
пророчество второй части кн. Захарии. Здесь точный перевод выражения:
massa debhar jebova'al Isra'el не вполне соответствовал бы, по-видимому,
дальнейшему изложению пророчества, если принимать слово massa в значении
"бремя". "Бремя слова Господня на Израиля" - в пророчестве,
изображающем, главным образом, торжество народа Божия над язычниками,
было бы неуместным. Так как слово massa, употреблявшееся первоначально в
предречениях, направленных исключительно против язычников, впоследствии
стало применяться и к пророчествам об Израиле, то оно могло потерять
свой специфический оттенок (значение грозного предречения бедствий).
Следовательно, в данном случае, указанное выражение можно понимать в
смысле пророчества об Израиле вообще. Нельзя, однако, упускать из виду и
того, что во всех трех последних главах книги Захарии говорится и о
бедственном положении сынов избранного народа (XII:2; XIII:7:-9;
XIV:1-2). Ружемонт так объясняет соответствие заглавия пророчества с его
содержанием: "ни имя Израиля, ни его синонимы не являются в том
пророчестве, которое говорит только об Иуде и язычниках. Таким образом,
это заглавие составляет истинную загадку. Тем не менее эта загадка не
неразрешима: великие обетования, содержащиеся в гл. XII, XIII и XIV даны
одному Иуде, и молчание, сохраняемое в отношении к Ефрему, который
поклонялся золотому тельцу и возмущался против Давидова семейства, есть
такое же тяжкое бремя, каким были бы великие угрозы. Это исключение
Ефрема не должно между тем разрешить обетования, которые сделал ему
Захария выше X:6-12 и которые относятся также к концу времени (с. 233).
- В соответствие с IX:1, где указано на всеведение Божие, в XII:1
обращено внимание на творческую деятельность Бога, как основание
уверенности в том, что все, изрекаемое от имени Божия, несомненно будет
осуществлено.
2-3. Предметом и этой главы служит борьба язычников с избранным народом
Божиим. Пророк изображает безуспешность замыслов языческих народов
против Иуды и Иерусалима и гибельность их для них же самих. Иерусалим,
окруженный враждебными ему народами, сделается для них чашею
исступления; в борьбе против него они как бы опьянеют и ослабеют
настолько, что не будут способны стоять на собственных ногах. Вся Иудея,
во главе с Иерусалимом, будет способствовать этому ослаблению язычников,
когда они откроют враждебные действия против Иерусалима, который в ст. 3
сравнивается с тяжелым камнем: поднимающие его только надорвут свои силы
и причинят себе поранения. Так будет со всеми народами, собирающимися на
борьбу против Иерусалима.
4-5. Для Иуды, находящегося под особым покровительством Божиим,
безопасны будут все боевые силы язычников и кони, и всадники не только
потеряют свойства, необходимые для военных действий, но придя в
исступление, будут наносить вред своим же. Для начальников Иудиных ясно
будет тогда, что жители осажденного Иерусалима сильны божественною
помощью.
6. Предводители иудеев будут недоступны для враждебных действий
язычников: приближение к ним будет так же опасно, как опасна для дров
жаровня с огнем или как горящий светильник для снопов; этот огонь
мужества, воспламеняемый Самим Богом, истребит все окрестные народы со
всех сторон; Иерусалим же будет спокойно пребывать на своем месте.
7. Победа над язычниками будет чудесная, и шатры Иуды будут спасены
прежде укрепленной столицы; "и никогда уже ни царский дом, ни родовитые
и знатные из колена Иуды, ни жители Иерусалима не будут величаться в
глазах колена Иуды тем, что оно было под их управлением и подчинялось их
определениям; но они будут знать, что и над ними, и над коленом Иуды
победа принадлежит Господу" (Иерон 150).
8-9. Поддерживаемые божественною силою, даже слабые из иудеев будут
сильны, как Давид, славный герой и победитель; а дом Давидов будет
проявлять сверхъестественное мужество, обнаруживать сверхчеловеческую
силу. Тогда то все народы, восстающие на Иерусалим, будут осуждены на
истребление.
10. Но не довольно внешней безопасности и блистательных побед над
язычниками. Дому Давидову и иерусалимлянам необходимо раскаянием
очистить свое тяжкое преступление и снять с себя греховное бремя. Это
совершается не без благодатного воздействия; приняв свыше духа благодати
и умиления, они обращают свои взоры к Тому, Кого в ослеплении своем
предали смерти и оплакивают его самым искренним и неутешным плачем: так
плачут только о единородном сыне, так скорбят только о первенце. -
XII:10, по букв. смыслу подлинного выражения (воззрят на Него, Которого
пронзили), заключает мысль как бы о предании смерти Самого Иеговы.
Изъясняя стих 10, Кейль замечает, что "нельзя, конечно, понимать этот
стих в смысле предания смерти Самого Иеговы, Творца неба и земли. Здесь
следует разуметь смерть Ангела Иеговы, единого по существу с Иеговою, в
лице Иисуса Христа сделавшегося человеком. Так как Захария несколько раз
пришествие Мессии изображает как явление Иеговы Своему народу, в лице
Ангела Своего, то, соответственно такому представлению, он мог и смерть
Ангела обозначить как смерть Самого Иеговы... При этом переход от 1 л. к
3 указывает на то, что Умерщвленный по существу составляет одно с
Иеговою, будучи, однако, отдельною от премирного Бога личностью" (S.
638). Св. Ефрем, толкуя слова: воззрят нань. Егоже прободоша в
историческом смысле, относит их к Иуде Маккавею (с. 225, Marti 447:); но
вместе с тем он же относит их и ко Христу распятому, Которого ребра были
прободены (ср. Кир 187:-188; Феод 167:; Иерон 154). Таким образом,
евангелист Иоанн, древние толковники и следующие им комментаторы нового
времени в Зах XII:10 видят пророчество о крестной смерти Спасителя. О
факте буквального исполнения этого пророчества даже во внешних
подробностях Кейль замечает, что "оно служит к тому, чтобы внутреннюю
связь пророчества с историческим осуществлением его сделать настолько
ясною, чтобы даже неверующие не имели возможности с достаточною
основательностью отвергать ее" (S. 638, Cf. S. 662).
11. Плач о Том, Которого пронзили, можно сравнить разве с плачем по
благочестивом царе Иоссии, убитом при Гададриммоне на равнине
Макидонской. "Иоссия... погиб, по замечанию Ружемонта, жертвою ужасного
проклятия Божия, тяготевшего над его народом, а не вследствие
собственного неблагоразумия (4 Цар XXIII:25 и след. ), и смерть его была
предметом народных надгробных песен, наверно, не забытых еще во время
Захарии" (2 Пар XXXV:25, с. 237:; см. Oehl. 98-99, 27:4; Reinke 231; Юнг
II, 7:4-7:5, 7:7:).
12-14. Плач будет великий и всеобщий: будут рыдать все племена, мужчины
плакать не менее женщин. - Ст. 13 гл. XII по Сим. в Венск. читается так:
и будет рыдать земля, каждое племя особо... племя дома левиина особо, и
жены их особо, племя Симеоново особо, и жены их особо; также в Слав.,
Сир., и у LXX, т. е. как будто в этом стихе стояло евр. имя сына Иакова,
в благословении патриарха сопоставляемого с Левием. Между тем, Масор.
т., Трг. Vulg., Лютер имеют здесь имя, напоминающее имя Schim'on, но
отличное от него - Schim'i, прилагаемое к другому лицу, именно внуку
Левия, сыну Персона (Исх VI:7. Сим. - "Шимеи"). Таким образом, пророк
называет главных родоначальников царского и священнического рода и по
одному разветвлению того и другого рода (Keil 640, Reinke 237:-239). Из
древних Кирилл (с. 191) и Феодорит (с. 118) разумеют здесь,
соответственно чтению LXX, Симеона, сына Иакова; а под Нафаном в ст. 12
пророка этого имени, современника Давида, а не сына его. Также Иероним
(хотя у него принята форма имени, соответствующая тексту евр. ) толкует
это место в отношении к родоначальнику одного из двенадцати колен, -
по-видимому, применительно к замечанию Иepyc. Таргума на Быт XLIX о
Симеоне, как родоначальнике "мужей разумных и сведущих в Законе" (с.
155, Кир. 191, Reinke 237:). Св. Ефрем, при краткости его толкования,
вопроса о личности Симеона - Шимея не касается.