Второзаконие
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34
Глава
12
1 Вот постановления и законы, которые вы должны стараться исполнять в
земле, которую Господь, Бог отцов твоих, дает тебе во владение, во все
дни, которые вы будете жить на той земле.
2 Истребите все места, где народы, которыми вы овладеете, служили богам
своим, на высоких горах и на холмах, и под всяким ветвистым деревом;
3 и разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнем
рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места того.
4 Не то должны вы делать для Господа, Бога вашего;
5 но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы
пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите,
6 и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и
возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, [и
мирные жертвы ваши,] и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота
вашего;
7 и ешьте там пред Господом, Богом вашим, и веселитесь вы и семейства
ваши о всем, что делалось руками вашими, чем благословил тебя Господь,
Бог твой.
8 Там вы не должны делать всего, как мы теперь здесь делаем, каждый, что
ему кажется правильным;
9 ибо вы ныне еще не вступили в место покоя и в удел, который Господь,
Бог твой, дает тебе.
10 Но когда перейдете Иордан и поселитесь на земле, которую Господь, Бог
ваш, дает вам в удел, и когда Он успокоит вас от всех врагов ваших,
окружающих вас, и будете жить безопасно,
11 тогда, какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени
Его там, туда приносите все, что я заповедую вам [сегодня]: всесожжения
ваши и жертвы ваши, десятины ваши и возношение рук ваших, и все,
избранное по обетам вашим, что вы обещали Господу [Богу вашему];
12 и веселитесь пред Господом, Богом вашим, вы и сыны ваши, и дочери
ваши, и рабы ваши, и рабыни ваши, и левит, который посреди жилищ ваших,
ибо нет ему части и удела с вами.
13 Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты
увидишь;
14 но на том только месте, которое изберет Господь [Бог твой] в одном из
колен твоих, приноси всесожжения твои и делай все, что заповедую тебе
[сегодня].
15 Впрочем, когда только пожелает душа твоя, можешь заколать и есть, по
благословению Господа, Бога твоего, мясо, которое Он дал тебе, во всех
жилищах твоих: нечистый и чистый могут есть сие, как серну и как оленя;
16 только крови не ешьте: на землю выливайте ее, как воду.
17 Нельзя тебе есть в жилищах твоих десятины хлеба твоего, и вина
твоего, и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота
твоего, и всех обетов твоих, которые ты обещал, и добровольных
приношений твоих, и возношения рук твоих;
18 но ешь сие [только] пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое
изберет Господь, Бог твой, - ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и
раба твоя, и левит, [и пришелец,] который в жилищах твоих, и веселись
пред Господом, Богом твоим, о всем, что делалось руками твоими.
19 Смотри, не оставляй левита во все дни, [которые будешь жить] на земле
твоей.
20 Когда распространит Господь, Бог твой, пределы твои, как Он говорил
тебе, и ты скажешь: `поем я мяса', потому что душа твоя пожелает есть
мяса, - тогда, по желанию души твоей, ешь мясо.
21 Если далеко будет от тебя то место, которое изберет Господь, Бог
твой, чтобы пребывать имени Его там, то заколай из крупного и мелкого
скота твоего, который дал тебе Господь [Бог твой], как я повелел тебе, и
ешь в жилищах твоих, по желанию души твоей;
22 но ешь их так, как едят серну и оленя; нечистый как и чистый [у тебя]
могут есть сие;
23 только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть
душа: не ешь души вместе с мясом;
24 не ешь ее: выливай ее на землю, как воду;
25 не ешь ее, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя [во веки],
если будешь делать [доброе и] справедливое пред очами Господа [Бога
твоего].
26 Только святыни твои, какие будут у тебя, и обеты твои приноси, и
приходи на то место, которое изберет Господь [Бог твой, чтобы призываемо
было там имя Его];
27 и совершай всесожжения твои, мясо и кровь, на жертвеннике Господа,
Бога твоего; но кровь других жертв твоих должна быть проливаема у
жертвенника Господа, Бога твоего, а мясо ешь.
28 Слушай и исполняй все слова сии, которые заповедую тебе, дабы хорошо
было тебе и детям твоим после тебя во век, если будешь делать доброе и
угодное пред очами Господа, Бога твоего.
29 Когда Господь, Бог твой, истребит от лица твоего народы, к которым ты
идешь, чтобы взять их во владение, и ты, взяв их, поселишься в земле их;
30 тогда берегись, чтобы ты не попал в сеть, последуя им, по истреблении
их от лица твоего, и не искал богов их, говоря: `как служили народы сии
богам своим, так буду и я делать';
31 не делай так Господу, Богу твоему, ибо все, чего гнушается Господь,
что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих и дочерей
своих сожигают на огне богам своим.
32 Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и
не убавляй от того.
Завещание Моисея народу об уничтожении следов и проявлений
идолопоклонства в земле обетования. — Охранение устава о
жертвоприношениях и единстве богослужебного пункта.
3 «Столб» (массеба) деревянное цилиндрическое изваяние в честь Астарты,
«роща» (русск.) или «дубрава» (слав.), евр. ашера — ветвистые деревья
(ср. Ос IV:13) с жертвенниками в честь той же богини. «Истребить имя их
от места того», чтобы уничтожить само воспоминание о бывшем здесь
идолопоклонстве. Так поступили, напр., рувимляне, изменив имена городов
Нево и Ваал-Меон (Чис XXXII:38).
5 ?. е. туда, где будет иметь пребывание скиния и впоследствии — храм.
6-14 , 17–19, 26–27. Принося в указанном месте свои жертвы, евреи должны
здесь же съедать и десятины плодов, и первенцев скота, и обетные и
добровольные приношения, приглашая к трапезе левитов и пришельцев.
По закону, десятины поступали в пользу левитов (Лев ХXVII:30–33; Чис
XVIII:20–32), первенцы мужского пола принадлежали Богу (Исх XIII:1–2,
11–16); и наконец обеты, по самому свойству своему, должны принадлежать
Господу. Между тем, в настоящем случае и о десятинах, и о первенцах, и
об обетах говорится, что они должны быть съедаемы самим приносящим при
участии левитов и бедняков. Очевидно, что в настоящем случае разумеются
не обычные десятины, первенцы и обеты. Комментаторы предполагают, что
кроме вышеотмеченной десятины, поступавшей в пользу левитов (Лев
XXVII:30–33), существовала так называемая вторая десятина, которую евреи
должны были посвящать на дела благотворительности. Из 22–29 cт. XIV гл.
кн. Втор. видно, что эту десятину можно было приносить к скинии натурой,
или (в том случае, когда скиния отстояла далеко) деньгами, а деньги
употреблять на дела благотворения. Через два года в третий вторую
десятину можно было съедать дома (а не при скинии), приглашая к трапезе
левитов и бедняков (блаж. Феод. Толк. на кн. Втор., вв. 10, 13).
15-16 и 20–25. В пустыне запрещалось закалать чистое животное иначе, как
при скинии, т. е. в жертву Господу (Лев XVIII); по вступлении же в землю
обетования израильтяне получали право, «когда только пожелает душа их, —
закалать (где угодно) и есть мясо» чистых животных, данное им «по
благословению Господню». Подобная трапеза не имела характера жертвы:
«нечистый и чистый» могли есть её, как едят (мясо) серны и оленя (ст.
15).
«Только крови не ешьте, — замечает законодатель, — на землю выливайте
ее, как воду, потому что кровь есть душа; не ешь души вместе с мясом»
(ст. 16, 23). Во внимание к потребности усиленного питания ослабленной
грехом природы человека, евреи получают подтверждение своего права (Быт
IX:3) есть мясо, но вместе с тем получают и то предостережение, которое
дано было Богом при благословении мясной пищи (Быт IX:4–5). Кровь, как
условие жизненности телесного организма (в 14 ст. XVII гл. кн. Лев.
читаем «душа всякого тeла есть кровь его») и вместе как символ принципа
жизни вообще, — должна быть священной в глазах еврея. В установлениях о
ветхозаветных жертвах крови жертвенных животных усвояется очищающее
значение: «душа тела в крови, — говорить Господь, — и Я назначил ее вам
для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает»
(Лев XVII:11). Очищает, разумеется не сама по себе, а в силу того
нравственного настроения, которое должен был испытывать приносивший
жертву раскаявшийся грешник и, — особенно, в силу своего
преобразовательного отношения к искупительной крови новозаветного Агнца.
По мнению блаж. Феодорита, запрещение вкушать кровь чистых животных
«врачует в израильтянах склонный к убийствам нрав их. В самом деле, если
есть кровь бессловесных животных значило «есть душу», то тем более
законопреступно разлучать с телом разумную душу» (Толк. на кн. Втор.,
вопр. 11). В IX гл. кн. Быт вслед за 5 ст. знаменательно стоит: «кто
прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека, ибо
человек создан по образу Божию» (Быт IX:6).