Второзаконие
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34
Глава
17
1 Не приноси в жертву Господу, Богу твоему, вола, или овцы, на которой
будет порок, или что-нибудь худое, ибо это мерзость для Господа, Бога
твоего.
2 Если найдется среди тебя в каком-либо из жилищ твоих, которые Господь,
Бог твой, дает тебе, мужчина или женщина, кто сделает зло пред очами
Господа, Бога твоего, преступив завет Его,
3 и пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или
луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел,
4 и тебе возвещено будет, и ты услышишь, то ты хорошо разыщи; и если это
точная правда, если сделана мерзость сия в Израиле,
5 то выведи мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие, к
воротам твоим и побей их камнями до смерти.
6 По словам двух свидетелей, или трех свидетелей, должен умереть
осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного
свидетеля;
7 рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтоб убить его, потом
рука всего народа; и так истреби зло из среды себя.
8 Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между
кровью и кровью, между судом и судом, между побоями и побоями, и будут
несогласные мнения в воротах твоих, то встань и пойди на место, которое
изберет Господь, Бог твой, [чтобы призываемо было там имя Его,]
9 и приди к священникам левитам и к судье, который будет в те дни, и
спроси их, и они скажут тебе, как рассудить;
10 и поступи по слову, какое они скажут тебе, на том месте, которое
изберет Господь [Бог твой, чтобы призываемо было там имя Его,] и
постарайся исполнить все, чему они научат тебя;
11 по закону, которому научат они тебя, и по определению, какое они
скажут тебе, поступи, и не уклоняйся ни направо, ни налево от того, что
они скажут тебе.
12 А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там
на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, [который будет в те
дни], тот должен умереть, - и так истреби зло от Израиля;
13 и весь народ услышит и убоится, и не будут впредь поступать дерзко.
14 Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и
овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: `поставлю я над собою
царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня',
15 то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из
среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над
собою [царем] иноземца, который не брат тебе.
16 Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет
для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: `не возвращайтесь
более путем сим';
17 и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы
серебра и золота не умножал себе чрезмерно.
18 Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя
список закона сего с книги, находящейся у священников левитов,
19 и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни
своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять
все слова закона сего и постановления сии;
20 чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не
уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на
царстве своем он и сыновья его посреди Израиля.
Повторение законов. О качестве жертвенных животных. — О наказании
идолослужителей. Устройство суда. Избрание и качества будущего царя
евреев.
1 Ср. Лев XXII:19–25.
2-7 Ср. Исх XX:1–6, Лев XX:1–6; Втор XIII.
8-13 Во время странствования по пустыне высшей судебной инстанцией в
еврейском народе был Моисей (Исх XVIII:19, 20, 23). После смерти
великого вождя таковой инстанцией должен сделаться совет священников и
судей при скинии собрания под председательством первосвященника, который
имеет возможность вопрошать Бога через урим и туммим (Чис XXVII:2)
Раввины утверждают, что малый Синедрион получил свое учреждение на
основании 18 ст. XVI гл. кн. Втор., а великий Синедрион — на основании
8–13 ст. XVII гл. кн. Втор.
14-20 Сам Господь неоднократно обетовал патриархам происхождение от них
царей (Быт XVII:6; XXXV:11). Патриарх Иаков в своем пророческом
благословении Иуде говорит о царях, которые будут происходить из колена
Иудова до пришествия Примирителя (Быт XLIX:10). Моисей предвидит
наступление царского правления в Израиле и потому дает руководительные
указания народу относительно избрания царя, будущему царю — относительно
его жизни и поведения.
По указанию Моисея, еврейским царем должен быть человек, избранный самим
Богом из среды Израиля. Еврейский царь не должен помышлять о возвращении
в Египет, о котором непокорный народ неоднократно вспоминал во время
своих странствований по пустыне (Исх ХIV:11–12; XVI:3; XVII:3; Чис XI:5;
ХXI:5) и куда думал однажды возвратиться (Чис XIV:3–4); не должен
обставлять своего двора атрибутами языческой роскоши, пагубной для него
самого и обременительной для экономии народа.