Книга притчей
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Глава
5
1 Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему,
2 чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание.
[Не внимай льстивой женщине;]
3 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее;
4 но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый;
5 ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней.
6 Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны,
и ты не узнаешь их.
7 Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих.
8 Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее,
9 чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю;
10 чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для
чужого дома.
11 И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут
истощены, -
12 и скажешь: `зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало
обличением,
13 и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к
наставникам моим:
14 едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!'
15 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.
16 Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод - по
площадям;
17 пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.
18 Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей,
19 любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во
всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.
20 И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди
чужой?
21 Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его.
22 Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха
своего он содержится:
23 он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.
1-6.
Общее и предварительное предостережение против соблазнов нецеломудрия.
7-14. Нарочитое и подробное предостережение от обольщений
нецеломудренности с изображением гибельных ее последствий. 15-20. Столь
же подробное увещание к противоположной добродетели - супружеской
верности и целомудрию вообще. 21-23. В заключение указывается на
всеведение и высочайшее правосудие и мздовоздаяние Божие от которого не
может безнаказанно сокрыться никакое преступное деяние.
1-6. Переходя теперь к новой группе увещаний, главным образом к
убеждению бегать распутства и влияния распутных женщин, Премудрый здесь
(ст. 1-2), как и ниже (VI:20; VII:1), где снова и снова возвращается к
этому же предмету, с особенной напряженностью отеческой любви и
доброжелательства, требует от слушателей особенного внимания к своим
наставлениям и особенной тщательности в хранении дорогих и священных
заветов, которые должны быть основой благоденствия слушателей. Стоящие в
скобках слова "не внимай льстивой женщине" (ст. 2, по слав. т. - начало
ст. 3) имеются только у LХХ-ти и в Вульгате (в некоторых кодд. LXX
отсутствуют) и, по-видимому, являются позднейшею глоссой, поставленной в
начале главы в качестве как бы указания темы речи гл. V. В ст. 3-6
Премудрый делает пока лишь косвенное предостережение своих слушателей от
пагубного влияния "чужой жены", т. е. блудницы (II:16), изображая, с
одной стороны, внешнюю привлекательность и обольстительность ее, с
другой же - конечную бесславную гибель ее. Внешняя привлекательность
этой женщины увлекательность ее речи выражается сравнением ее речей (как
и невесты в книге Песнь Песней IV:11; V:16) с каплями лучшего сотового
меда (3а) и с елеем (3б, ср. Пс LIV:22), но последствия увлечения ее
ласками крайне пагубны: увлекшийся ими будет испытывать такое же горькое
и мучительное чувство, какое испытывает вкусивший горькой полыни (евр.
лаана. Vulg. : abstinthtum, - так назыв. в ботанике artemisia abstintium
- обычный в Ветхом Завете образ горечи (Втор XXIX:18; Иер IX:15; Ам
V:17; VI:12; Иер IX:14), у LXX слав. не точно: colh, желчь) или
получивший глубокую и широкую рану от обоюдоострого меча (ст. 4). Тем
естественнее и понятнее неизбежная конечная гибель самой жены распутной:
удел ее - смерть (ст. 5), сначала духовная, поскольку духовное начало в
ней окончательно подавляется плотским, а затем ранняя и бесславная
смерть телесная с последующими мучениями в шеоле - аде. Однако, при
свойственном такой жене коварстве, увлекающемуся юноше нелегко бывает
открыть истинное свойство и надлежащую цену ее поступков (ст. 6), так
как она всегда умеет придать благовидную форму.
7-14. Имея в виду свойственные юноше - способность увлечения и легкую
возбудимость его чувственности со стороны всяких чувственных соблазнов,
Премудрый советует своему слушателю ученику всячески избегать
сколько-нибудь близкой встречи с распутной женой (ст. 6), так как всякий
вид прелюбодеяния неизбежно ведет для виновника его - Премудрый говорит
только о мужчине, виновнике прелюбодеяния, а не о женщине поскольку
вообще обращает свои наставления главным образом даже почти
исключительно только к мужской половине Израильского общества, -
двоякого рода тяжелым последствиям: 1) к материальным потерям - частью
из-за особенной требовательности самой жены распутной, частью вследствие
вынужденной рабской службы в доме мужа обольстившей данного юношу
женщины: удовлетворить гневу и жажде мщения оскорбленного мужа (ср.
Притч VI:34) юноша мог рабской службой в его доме (ст. 9-10) [Нужно,
впрочем, заметить, что принятое некоторыми западными учеными
комментаторами (Эвальд, Умбрейт, Берто), это мнение о наказании
виновника нарушения целости супружества, рабством оскорбителя
оскорбленному не подтверждается никаким свидетельством закона Моисеева и
библейской истории и является лишь предположением, против которого
основательно возражает, напр., Делич (s. 97).], так что юноше пришлось
бы работать на чужой дом (ст. 10); 2) к форменному общественному суду
(ст. 14), результатом которого могла быть даже смертная казнь для
виновников (ст. 14, сн. Лев XX:10; Втор XX:11, 22 гл. ; Иез XVI:40).
Тогда на долю несчастного юноши остается лишь позднее и бесплодное, и
потому особенно мучительное раскаяние. Для человека, предававшегося
разгулу и разврату, "наступит время, когда уже нельзя будет продолжать
разгульную жизнь, когда истощенное распутством тело износится от времени
и от болезней, сопровождающих разврат и жар плотской похоти потухнет" (еп.
Виссарион, с. 62). Тогда начнется пора самообличения грешника (ст.
11-12).
15-20. В противовес искажениям семейного и полового инстинкта, Премудрый
убеждает ученика своего довольствоваться благами супружеского союза с
единой законной женой причем сравнивает ее с собственным домашним
водоемом и родниковыми источниками. Для каждого домовладельца, особенно
в бедных водой восточных странах, служит предметом особенного
удовольствия иметь для своего житейского обихода собственный колодезь
или цистерну и не обращаться за водой к соседям. С подобным
удовольствием Премудрый сравнивает (ст. 15-16) обладание одной, законной
женой, без нарушения чистоты супружества, своего или чужого. По связи
речи с предыдущим (ст. 3 сл., 8 дал. ), сравнение это имеет прежде всего
такой же смысл, как изречение Апостола: "лучше бо есть женитися, нежели
разжизатися" (1 Кор VII:9). Но это же сравнение (ст. 16-17) имеет и
другую сторону: оно обозначает многочисленное потомство от законного,
целомудренного супружества, поскольку и в других библейских местах (Чис
XXIV 7; Ис XLVIII:1, LI:1-2) дети изображаются под образом вод, текущих
из источника, т. е. от родителей. LXX, по-видимому, понимали и ст. 16
только в первом смысле - о пользовании удовольствиями супружества о
одной женой, и потому прибавили в начале ст. 16 отрицание mh - mh
uperekceisqw. Но многие греч. кодд. (29, 109, 147, 157, 161, 248, 252,
253, 254, 260, 295, 297 у Гольмеса, также Алекс., Альд. Комплют. ) не
имеют отрицания, нет его и в Вульгате и славян. Поэтому, кажется,
следует предпочесть чтение евр. масор., хотя понимание ст. 16, даваемое
у LXX-ти, согласуется с общим контекстом рассматриваемого места (ср.
VII:12). В ст. 18 повторяется наставление ст. 15, но с прибавлением
совета "утешайся женою юности твоей"; образ выражения прямо напоминает
место из законодательства Втор XXIV:5 о новобрачных. Законная жена при
этом выразительно сравнивается (ст. 19) с ланью или серною: обычный в
восточной поэзии образ грациозности и миловидности женщины (ср. Песн
II:9, 17; VIII:14). Напоминая мужу о долге супружеской верности
Премудрый выражает желание, чтобы нежные отношения между мужем и женой
установившиеся на первых порах их совместной жизни, не ослабевали с
течением времени, чтобы взаимная привязанность супругов длилась всю
жизнь, и для супруга не было надобности искать супружеских удовольствии
на стороне (ст. 19-20).
21-23. В качестве высшего и последнего мотива к избежанию всякого вида
нецеломудренности указывается на всеведение Божие и на всеобъемлемость
мироправящего промысла Божия (ср. Иов XXIV:23; XXXIV:21; XXXI:4, от
которого тщетно бы думал укрыться предающийся распутству: по суду Божию,
распутство, как всякое преступление вообще, влечет за собой частью
естественные, частью нарочито посылаемые Богом гибельные последствия
(ср. I:31-32; IX:5; XVIII:7; Пс VII:16 и мн. др. ).