Левит
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Глава
1
1 И воззвал Господь к Моисею и сказал ему из скинии собрания, говоря:
2 объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести
жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота
крупного и мелкого.
3 Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее
мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания,
чтобы приобрести ему благоволение пред Господом;
4 и возложит руку свою на голову жертвы всесожжения - и приобретет он
благоволение, во очищение грехов его;
5 и заколет тельца пред Господом; сыны же Аароновы, священники, принесут
кровь и покропят кровью со всех сторон на жертвенник, который у входа
скинии собрания;
6 и снимет кожу с жертвы всесожжения и рассечет ее на части;
7 сыны же Аароновы, священники, положат на жертвенник огонь и на огне
разложат дрова;
8 и разложат сыны Аароновы, священники, части, голову и тук на дровах,
которые на огне, на жертвеннике;
9 а внутренности жертвы и ноги ее вымоет он водою, и сожжет священник
все на жертвеннике: это всесожжение, жертва, благоухание, приятное
Господу.
10 Если жертва всесожжения его [Господу] из мелкого скота, из овец, или
из коз, пусть принесет ее мужеского пола, без порока, [и пусть возложит
руку на голову ее,]
11 и заколет ее пред Господом на северной стороне жертвенника, и сыны
Аароновы, священники, покропят кровью ее на жертвенник со всех сторон;
12 и рассекут ее на части, отделив голову ее и тук ее, и разложит их
священник на дровах, которые на огне, на жертвеннике,
13 а внутренности и ноги вымоет водою, и принесет священник все и сожжет
на жертвеннике: это всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу.
14 Если же из птиц приносит он Господу всесожжение, пусть принесет
жертву свою из горлиц, или из молодых голубей;
15 священник принесет ее к жертвеннику, и свернет ей голову, и сожжет на
жертвеннике, а кровь выцедит к стене жертвенника;
16 зоб ее с перьями ее отнимет и бросит его подле жертвенника на
восточную сторону, где пепел;
17 и надломит ее в крыльях ее, не отделяя их, и сожжет ее священник на
жертвеннике, на дровах, которые на огне: это всесожжение, жертва,
благоухание, приятное Господу.
1–9.
Жертва всесожжения и ее обряд; приношение крупного скота. 10–18.
Приношение мелкого скота.
1-2 По построении скинии Господь, исполняя обетование Свое Моисею
открывать ему Свою волю и являть Свое присутствие над ковчегом завета и
крышкою его (kapporeth, греч. ilasthrion — престол умилостивления,
милосердия), дает повеления Свои уже не с горы Синая, как раньше (Исх
ХIX:3; XXIV:16), а из скинии, с ковчега завета, — тем более, что все
почти законоположения книги Левит связаны с святилищем, и некоторые
отделы ее назначены собственно для служителей святилища (напр.
VI:8–VII:21). Впрочем, общее назначение законов книги Левит и самой
книги вообще для «сынов Израиля» (ст. 2), как призванного к
священнической святости (Исх ХIX:5–6). Все, содержащиеся в кн. Левит,
повеления и законы Иеговы Моисей получил, стоя, вероятно, во второй
части скинии, пред завесою во святое святых, куда мог входить лишь
первосвященник (Исх XXX:10; Лев XVI:2, 12–13; Евр IX:7).
2-3 Отсюда начинается изложение законов о жертвах до VII гл. ст. 38.
Цель и смысл ветхозаветных жертв блаж. Феодорит, подобно др. церковным
учителям, определяет следующим образом: «что Бог ни в чем не нуждается,
сему, думаю, не будут много противоречить и малоосмысленные. А что
неблагоугодны Ему и таковые жертвы, сие открыл Он через многих пророков.
Но поелику израильтяне, долгое время прожив в Египте, научились
приносить жертвы идолам; то Бог дозволил жертвы, чтобы избавить их от
суеверия. Ибо жертвами увеселялись израильтяне (Исх XXXII гл.; Иез
XVI:6, 7), увеселялись кровью жертв; посему и дозволил их, удовлетворяя
такому пожеланию. Сверх же сего Бог управлял через это и другое
предохранительное для израильтян врачевство, потому что повелел им
приносить в жертву, что боготворили египтяне — из четвероногих: тельца,
козла и овцу, а из птиц: горлицу и птенцов голубиных» (отв. на вопр. 1
на кн. Левит). Но, помимо этих мотивов отрицательного свойства, жертва
ветхозаветная, без сомнения, имела положительную сторону, воплощая идею
служения Богу, конечно, применительно к духовному состоянию
ветхозаветного человечества и по соотношению с будущей
всемирно-искупительной жертвой Христа Спасителя. Общее имя жертвы — евр.
qorban, греч. dwron, дар (ср. Мк VII:11, korban o estin dwron); Акила,
Симмах: prosfora; Vulg.: hostia, oblatio: идея дара, посвящения Богу
себя и своей собственности — основная в библейском понятии жертвы. Р.
Абарбаналь указывал на двойственный смысл термина «корбан» по
словопроизводству его (от евр. qarab, приносить, приближать): жертва
называется корбан: 1) потому, что она приносится на жертвенник, и 2)
потому, что она производит великое сближение между приносящим жертву и
Богом. Жертва всесожжения, о которой говорится в Лев I, есть жертва
частная, приносимая по добровольному обету или намерению отдельных лиц;
между тем жертвы греха (гл. IV), вины (гл. VI) и очищения (гл.
XIV:12–19) были строго определены в известных, указанных законом,
случаях. Жертва всесожжения, будучи выражением всецелого посвящения
человеком своей личности Богу, была и самою важною среди всех видов
жертвы. Материалом служили для кровавых жертв вообще крупный рогатый
скот и мелкий — овцы и козы; для жертвы всесожжения — непременно
мужеского пола, тогда как в жертвах благодарности (III:1–6) и греха
(IV:28, 32; V:6) в иных случаях допускались и животные женского пола.
Кроме того в жертве всесожжения и в других случаях приносились две
породы птиц: горлицы и голуби, у них пол считался безразличным. Евр.
название жертвы всесожжения: olah — восходящая, т. е. всецело возносимая
на жертвеннике; ischscheh — горящая, сожигаемая (по преимуществу); кalif
— всецелое, совершенное (т. е. сожжение), ср. Втор XXXIII:10; Пс L:21,
LXX: olokautwma, Vulg.: holocaustum — жертва, в которой сожигается все
жертвенное животное. Последнее во всякой жертве должно быть «без
порока», tamim, LXX: amwmon, т. е.: не иметь ни одного недостатка из
числа указанных в ХХII:21–23, — так как только вполне здоровое,
жизнеспособное и вполне чистое (животное пред жертвоприношением
тщательно вымывалось) жертвенное животное могло символизировать силу и
жизненность жертвенного предания себя Богу со стороны жертвователя;
негодное же животное было нестерпимым оскорблением величия Иеговы,
теократического царя Израиля, ср. Мал I:7–8, 13–14. Вместо благоволения
Иеговы жертва из негодного материала навлекала бы проклятие на
приносящего ее (Мал I:14). Для принесения жертвы, владелец животного
приводил его ко входу скинии собрания (ср. Исx XL:32), т. е. во двор,
где находился жертвенник всесожжений. Далее, ст. 4–13, жертвоприношение
из крупного и мелкого скота состояло из следующих актов.
4 После того как приведением животного к святилищу приносящий жертву
выразил свою потребность, желание или свой долг принести жертву Иегове,
он совершал руковозложение (semichah) — клал обе руки на голову
жертвенного животного и (по преданию) прижимал ими голову жертвы,
которая в это время стояла привязанная к северной стороне жертвенника
(ст. 11), где жертва и закалалась. Право руковозложения жертвователь
никому не мог передать; только при жертве за умершего этот обряд
совершал его наследник (Мишна, Менахот IX:8, женщин, детей, слепых,
глухих и идиотов называет неправоспособными к руковозложению). Если
жертва приносилась от всего общества, то возлагали руки старейшины (Лев
IV:15). Значение руковозложения состоит не в перенесении грехов и
ответственности на жертвенное животное (по теории satisfactio vicaria),
— такое специальное значение имела лишь жертва греха, при которой
руковозложение, по преданию, соединялось с исповеданием грехов со
стороны приносящих жертву, а в предании жертвователя себя самого и
своего душевного настроения в жертву Богу: момент чрезвычайного
напряжения веры и преданности Богу со стороны ветхозаветного человека,
ждавшего себе жертвенного «покрытия», умилостивления (lekapper alav). По
блаж. Феодориту, «не будет ничего странного сказать, что разным родам
бессловесных животных, приносимых в жертву, уподобляют приносящие Богу
себя самих» (вопр. 1).
5-6 Следующий акт, совершавшийся также приносящим жертву, заклание
(schechitah), следовавшее немедленно после произнесения последнего слова
исповедания. Могли жертвователю в этом помогать левиты, как особенно
бывало это при стечении множества жертв, в праздники (ср. 2 Пар XXIX:24,
34; XXX:17; XXXV:14), когда в заклании участвовали и священники. Местом
заклания была обычно северная сторона жертвенника всесожжений — не
вследствие верования древних в обитание Божества на севере (Эвальд), а
как единственно свободная, незанятая сторона, а также, может быть, по
символическому значению севера — синонима мрака, холода и смерти
(Толюкк). О роде и способе заклания в библ. тексте не говорится,
исключая заклания птиц; подробные и точные узаконения традиции насчет
этого сводятся к тому, чтобы животному причинялось возможно меньше
страдания: порез совершался большим острым ножом, который разом
перерезывал и пищевое, и дыхательное горло, и чтобы кровь вытекала
быстро и не терялась. Символическое значение акта заклания заключалось в
идеях: 1) смерть есть оброк греха (Рим VI:2–3) и 2) без пролития крови
не бывает прощения грехов (Eвp IX:22; Иc LIII:12), идеях, проникавших
весь Ветхий Завет (Быт II:17; III:17; Ис XXXIV:6; Иер L:27 и др.) и
предуказывавших Жертву Крестную. Заклание было последним действием
приносителя; теперь начинал действовать священник. Подставив большую
чашу (с 2 ручками), священник собирал в нее текущую из раны животного
кровь и совершал кровекропление (zeriqah) со всех сторон жертвенника, по
преданию: сперва на северо-восточный угол жертвенника, и окроплял две
стороны жертвенника, северную и восточную, затем на юго-западный, причем
окроплялись стороны южная и западная. Под кровекроплением, впрочем,
разумеется всякое употребление жертвенной крови, неодинаковое по
различию рода жертв и по степени интенсивности умилостивительного
момента (кропились бока жертвенника всесожжений или только роги его, или
роги кадильного алтаря и место против завесы во святилище, или, наконец,
ковчег завета во святом святых). Остаток крови выливался к подножию
жертвенника. Здесь в Соломоновом храме были устроены две сточные трубы,
через которые кровь стекала в поток Кедронский (отсюда брали ее для
полеудобрения). Иудейская традиция рассматривала кропление, как «radix
et principium» жертвоприношения, и жертву, при которой кропление
совершал мирянин, считали недействительною (Мишна, Зебахим II:7).
Очистительная сила крови и кропление ею связана с тем библейским
воззрением, что кровь есть седалище души и жизни животного, и жертвенное
пролитие ее имеет искупительную силу за грехи людей (Лев XVII:11),
конечно, в силу преобразовательного значения жертвы ветхозаветной по
отношению к искупительной смерти Христовой (ср. Евр X:4).
7-9 По снятии с животного кожи (ст. 6), всегда принадлежавшей служащему
священнику (Лев VII:8), который обычно совершал и снятие кожи (2 Пар
ХХIX:24), и рассечении на отдельные части, последние складывались в
известном порядке (по традиции, задние части внизу, а сверху всего
голова), все мясо обсыпалось солью (II:13; Иез XLIII:24; Мк IX:49), по
преданию, непременно «содомскою», т. е. добытою из Мертвого моря, — на
жертвеннике разводился огонь, и сжигал всю жертву (hiqtir, ст. 9, 13,
15, 17). Евр гл. hiqtir (от qatar) употребляется исключительно о
«сожигании фимиама», «возжжении светильников» в храме и «сжигании жертвы
на алтаре», и, в отличие от гл. saraph — сожигать, испепелять (напр.,
жертвы не на алтаре храма, а вне стана, — Лев IV:12; Чис XIX:5 и др.),
означает восхождение гор, поднятие к Богу «собственной эссенции» (Куртц)
жертвы, как «благоухания приятного Иегове». Частнее, поскольку
материальный дар приносителя символизировал его духовное настроение, акт
сожжения означал предание жертвователем себя самого Богу, с другой же
стороны — и принятие жертвы Иеговою (ср. Суд XIII:23), что в известных
случаях знаменовалось нарочитым, чудесным ниспосланием огня с неба самим
Иеговою (Лев IX:24; Суд VI:21; 3 Цар ХVIII:38).
10-13 ст. говорят о жертвоприношении из мелкого скота, которое ничем не
отличалось от жертвоприношения скота крупного. Как для животных крупных,
так и для мелкого скота, в отношении жертвоприношения, существовали
ограничения по возрасту. Маловозрастные животные должны были иметь, по
крайней мере, 8 дней от рождения (Лев XXII:27; ср. Исх XXII:29); в одном
случае (при Самуиле, — 1 Цар VII:9) именно упомянуто о принесении
ягненка от сосцов (teleh-chalaph). Максимальный возраст в библейском
тексте не определен. Мелкий скот приносился обычно в возрасте одного
года (Исх XII:5; XXIX:38; Лев IX:3 и др.), есть указания этого рода и
относительно тельцов (Лев IX:3, ср. И. Флав., Древн. III кн. гл. 9, §
1), но конечно, и мелкий, а особенно крупный скот приносился и в более
зрелом возрасте. В Быт XV:9 говорится о принесении Авраамом телицы, овцы
и козы — в 3-летнем возрасте. На основании иудейской традиции последний
возраст почитается предельным, однако однажды, при Гедеоне (Суд VI:25),
принесен был телец 7-летний, как символ 7-летнего мадианитского ига. В
ст. 11 прямо указано место заклания жертв, животного — северная сторона
жертвенника, — сторона, как мы уже упомянули, единственно свободная: у
восточной стороны (со входа) сыпались пепел и зола, ст. 16, и здесь же,
вероятно, стоял совершитель — священник, лицом к святилищу — к западу,
который, как священное место, не мог служить местом заклания животного:
с южной же стороны ставилась лестница для подъема к жертвеннику. О
других жертвах — греха и вины — нарочито предписывается совершать
заклание жертв, животного «там, где закаляется всесожжение» (IV:24, 29,
33; VII:2). О мирной жертве библейский текст не говорит этого, и
традиция считала дозволенным приносить, по крайней мере, от частных лиц,
мирные жертвы в каждом месте храмового двора (Мишна, Зебах. V:5).
14-17 Следуя по нисходящей степени ценности жертвенных материалов,
законодатель указывает теперь обряд принесения всесожжения из птиц,
именно горлиц (в зрелом возрасте) и голубей (молодых); те и другие в
древней Палестине встречалась во множестве, особенно в известное время
года (Иер VIII:7; Песн II:11–12), и, по крайней мере, голуби бывали и
домашними (Ис IX:8). Указанные в качестве годного для всесожжения
материала еще в видении Авраама, Быт XV:9, птицы обеих пород в
законодательстве признаются такими, с одной стороны, для бедных, — чтобы
жертвенное служение их Богу не встречало препятствий со стороны
материальной необеспеченности (V:7–11; XII:8 и др.), с другой же
стороны, в известных, точно определенных законом случаях, как-то: при
очищении родильницы (XII:6), выздоровевшего от проказы (XIV:19 и д.),
семеноточивого (ХV:14 и сл.), назорея (Чис VI:9–14). Обряд
жертвоприношения птиц совершался гораздо проще, чем животных: ни
руковозложение, ни другие упомянутые действия с жертвенным животным,
здесь не имели места: священник лишь свертывал (malaq — ср. V:8) голову
птице, не отделяя вовсе головы от туловища, но лишь открывая рану для
получения крови, которая немедленно же выливалась к подножию
жертвенника, а затем, отделив и бросив нечистоты, всю птицу сжигал, и
пепел ее ссыпал к восточной стороне жертвенника (ср. IV:12; VI:11). 17
ст.: будучи важнейшею из жертв, выражая идею полного и совершенного
служения Иегове, жертва всесожжения была поэтому в преимущественном
смысле «благоуханием, приятным Господу».