Левит
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Глава
17
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 объяви Аарону и сынам его и всем сынам Израилевым и скажи им: вот что
повелевает Господь:
3 если кто из дома Израилева [или из пришельцев, присоединившихся к вам]
заколет тельца или овцу или козу в стане, или если кто заколет вне стана
4 и не приведет ко входу скинии собрания, [чтобы принести во всесожжение
или в жертву о спасении, угодную Господу, в приятное благоухание, и если
кто заколет вне стана и ко входу скинии собрания не принесет,] чтобы
представить в жертву Господу пред жилищем Господним, то человеку тому
вменена будет кровь: он пролил кровь, и истребится человек тот из народа
своего;
5 это для того, чтобы приводили сыны Израилевы жертвы свои, которые они
заколают на поле, чтобы приводили их пред Господа ко входу скинии
собрания, к священнику, и заколали их Господу в жертвы мирные;
6 и покропит священник кровью на жертвенник Господень у входа скинии
собрания и воскурит тук в приятное благоухание Господу,
7 чтоб они впредь не приносили жертв своих идолам, за которыми блудно
ходят они. Сие да будет для них постановлением вечным в роды их.
8 Еще скажи им: если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые
живут между вами, приносит всесожжение или жертву
9 и не приведет ко входу скинии собрания, чтобы совершить ее Господу, то
истребится человек тот из народа своего.
10 Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами,
будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто
будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее,
11 потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника,
чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает;
12 потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна
есть крови, и пришлец, живущий между вами, не должен есть крови.
13 Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на
ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать
вытечь крови ее и покрыть ее землею,
14 ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал
сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа
всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится.
15 И всякий, кто будет есть мертвечину или растерзанное зверем, туземец
или пришлец, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет
до вечера, а потом будет чист;
16 если же не вымоет [одежд своих] и не омоет тела своего, то понесет на
себе беззаконие свое.
1–9.
Запрещение закалать животных не у скинии. 10–16. Значение крови и
запрещение употреблять в пищу кровь и мертвечину.
1-2 Следующие постановления — запретительного свойства — восполняют
данные ранее общие законы о жертвах и священном употреблении крови,
относятся к повседневной, домашней жизни Израиля, а потому и обращаются
не только к священнику, но и ко всему народу.
3-4 Устанавливается правило, чтобы всякое животное из числа
употребляемых в жертву, даже и для обычного житейского употребления,
закалалось при скинии. Основание закона — не в общесемитском воззрении,
что всякое заклание есть ео ipso и жертва, а в предупреждении
жертвоприношений другим богам и в возбуждении уважения к жизни даже
животных. Несоблюдение закона приравнивается к убийству. Несомненно,
впрочем, что закон рассчитан лишь на близость всей общины к святилищу,
как было в пустыне. По вступлении же Израиля в Ханаан ему было разрешено
закалать животных на всяком месте «во всех жилищах» (Втор XII:15) своих,
рассеянных по всему Ханаану.
5-7 Вынесенная из Египта склонность к идолопоклонству побуждала многих,
под предлогом заклания животных в пищу, приносить жертву на поле seirim,
LXX: mataioiV (слав.: суетным), Акила — Симмах pilosus (косматым), Vulg.:
daemonitxus — тем козлообразным или сатирообразным существам народной
веры, которые наравне с Азазелом, вообще злыми духами, представлялись
обитающими в пустыне (Ис XIII:21; Мф XII:43; Лк XI:24). По блаж.
Феодориту, «Бог знал нечестие некоторых, знал, что иные приносят жертвы
демонам. Посему постановил, чтобы всякий желающий закалать тельца или
овцу, или козу, приводил закалаемое к дверям скинии и там проливал
кровь, мясо же вкушал дома (вопр. 23 на Лев.). В Талмуде целый трактат «Хуллик»
посвящен вопросу о законном резании (шехита) животных.
8-9 Угроза истребления от народа возвещается всякому нарушителю закона
централизации жертвоприношений.
10-14 Со всею строгостью и торжественностью воспрещается употребление
крови по двум мотивам: 1) в крови седалище жизни, а человек имеет
естественное отвращение вкушать самую жизнь, душу животного (ср. Быт
IX:4), 2) вследствие такого значения крови она избрана Богом в
очистительное (в кровекроплении) средство за души людей у жертвенника
Иеговы (ст. 11). Посему, затем, в некотором смысле священна кровь
животных, убиваемых на охоте, след. вне отношения к жертвенному культу.
15-16 В связи с запрещением крови находится запрещение употреблять
мертвечину — невела и звероядину — трефа (ср. Исх XXII:31; Лев XI:40;
XXII:8; Иез IV:14). В постановлении апост. собора (Деян XV:23–25) также
одинаково запрещается кровь (aima) и удавленина (pnikton) — последняя
потому, что из животного в таком случае не удалена кровь. Закон
запрещает здесь употребление в пищу животного, умершего от руки
человека. В талмудической литературе вопрос о признаках трефы и невелы
породил причудливую казуистику, выразившуюся в тр. «Хуллин» (по перев.
Переферковича, кн. 9-я, 1903, с. 174–224).