Исход
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Глава
18
1 И услышал Иофор, священник Мадиамский, тесть Моисеев, о всем, что
сделал Бог для Моисея и для Израиля, народа Своего, когда вывел Господь
Израиля из Египта,
2 и взял Иофор, тесть Моисеев, Сепфору, жену Моисееву, пред тем
возвращенную,
3 и двух сынов ее, из которых одному имя Гирсам, потому что говорил
Моисей: я пришлец в земле чужой;
4 а другому имя Елиезер, потому что [говорил он] Бог отца моего был мне
помощником и избавил меня от меча фараонова.
5 И пришел Иофор, тесть Моисея, с сыновьями его и женою его к Моисею в
пустыню, где он расположился станом у горы Божией,
6 и дал знать Моисею: я, тесть твой Иофор, иду к тебе, и жена твоя, и
два сына ее с нею.
7 Моисей вышел навстречу тестю своему, и поклонился [ему], и целовал
его, и после взаимного приветствия они вошли в шатер.
8 И рассказал Моисей тестю своему о всем, что сделал Господь с фараоном
и со [всеми] Египтянами за Израиля, и о всех трудностях, какие встретили
их на пути, и как избавил их Господь [из руки фараона и из руки
Египтян].
9 Иофор радовался о всех благодеяниях, которые Господь явил Израилю,
когда избавил его из руки Египтян [и из руки фараона],
10 и сказал Иофор: благословен Господь, Который избавил вас из руки
Египтян и из руки фараоновой, Который избавил народ сей из-под власти
Египтян;
11 ныне узнал я, что Господь велик паче всех богов, в том самом, чем они
превозносились над Израильтянами.
12 И принес Иофор, тесть Моисеев, всесожжение и жертвы Богу; и пришел
Аарон и все старейшины Израилевы есть хлеба с тестем Моисеевым пред
Богом.
13 На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ пред Моисеем с
утра до вечера.
14 И видел [Иофор,] тесть Моисеев, все, что он делает с народом, и
сказал: что это такое делаешь ты с народом? для чего ты сидишь один, а
весь народ стоит пред тобою с утра до вечера?
15 И сказал Моисей тестю своему: народ приходит ко мне просить суда у
Бога;
16 когда случается у них какое дело, они приходят ко мне, и я сужу между
тем и другим и объявляю [им] уставы Божии и законы Его.
17 Но тесть Моисеев сказал ему: не хорошо это ты делаешь:
18 ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело
для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его;
19 итак послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь
ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела [его];
20 научай их уставам [Божиим] и законам [Его], указывай им путь [Его],
по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать;
21 ты же усмотри [себе] из всего народа людей способных, боящихся Бога,
людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним
тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и
десятиначальниками [и письмоводителями];
22 пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят
тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с
тобою бремя;
23 если ты сделаешь это, и Бог повелит тебе, то ты можешь устоять, и
весь народ сей будет отходить в свое место с миром.
24 И послушал Моисей слов тестя своего и сделал все, что он говорил
[ему];
25 и выбрал Моисей из всего Израиля способных людей и поставил их
начальниками народа, тысяченачальниками, стоначальниками,
пятидесятиначальниками и десятиначальниками [и письмоводителями],
26 и судили они народ во всякое время; о [всех] делах важных доносили
Моисею, а все малые дела судили сами.
27 И отпустил Моисей тестя своего, и он пошел в землю свою.
1–27.
Встреча Моисея с Иофором и устройство суда.
1-27 Описанное в данной главе событие относится к более позднему, чем
пребывание евреев в Рефидиме, времени, и рассказ о нем должен быть
помещен, по мнению экзегетов, в X гл. кн. Чис между 10 и 11 ст.
Справедливость подобного предположения подтверждается следующим. По
словам 5 ст., событие имело место у горы Божией, т. е. Хорива (3:1), но
не в Рефидиме, в котором находятся в данный момент евреи. Точнее, по
указанию Втор 1:6–19, избрание Моисеем себе помощников в лице
тысяченачальников и стоначальников совершилось после синайского
законодательства, перед удалением евреев от Хорива, на каковое время
падает также возвращение Иофора из еврейского стана в свою землю (ст.
27, ср. Чис 10:29). И так как рассказ о путешествии евреев от Синая
начинается с 11 ст. 10 гл. кн. Чис, то перед ними должно быть помещено
описание события 18 гл. кн. Исход.