Исход
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Глава
19
1 В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый
день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую.
2 И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и
расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом
против горы.
3 Моисей взошел к Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы,
говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым:
4 вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на
орлиных крыльях, и принес вас к Себе;
5 итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то
будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля,
6 а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова,
которые ты скажешь сынам Израилевым.
7 И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии
слова, которые заповедал ему Господь.
8 И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь,
исполним [и будем послушны]. И донес Моисей слова народа Господу.
9 И сказал Господь Моисею: вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы
слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда. И
Моисей объявил слова народа Господу.
10 И сказал Господь Моисею: пойди к народу, [объяви] и освяти его
сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои,
11 чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь
пред глазами всего народа на гору Синай;
12 и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь
восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к
горе, предан будет смерти;
13 рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями, или
застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых; во
время протяжного трубного звука, [когда облако отойдет от горы,] могут
они взойти на гору.
14 И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду
свою.
15 И сказал народу: будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к
женам.
16 На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое
облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и
вострепетал весь народ, бывший в стане.
17 И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы
горы.
18 Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и
восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась;
19 и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог
отвечал ему голосом.
20 И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь
Моисея на вершину горы, и взошел Моисей.
21 И сказал Господь Моисею: сойди и подтверди народу, чтобы он не
порывался к Господу видеть Его, и чтобы не пали многие из него;
22 священники же, приближающиеся к Господу [Богу], должны освятить себя,
чтобы не поразил их Господь.
23 И сказал Моисей Господу: не может народ взойти на гору Синай, потому
что Ты предостерег нас, сказав: проведи черту вокруг горы и освяти ее.
24 И Господь сказал ему: пойди, сойди, потом взойди ты и с тобою Аарон;
а священники и народ да не порываются восходить к Господу, чтобы
[Господь] не поразил их.
25 И сошел Моисей к народу и пересказал ему.
1–2.
Прибытие евреев в пустыню Синайскую. 3–25. По внушению Моисея
израильский народ приготовляется ко принятию десятословия.
1 Прямого указания на время прибытия евреев в пустыню Синайскую нет ни в
данном месте, ни в параллельном ему Чис 10:11. Но так как еврейское
выражение «ходеги» (месяц) употребляется в значении «новомесячия» (1 Цар
20:5; 4 Цар 4:23), то в соединении с числительным «гашшелиши» оно должно
быть переведено: «в третье новомесячия», т. е. в первое число третьего
месяца. Только при таком понимании становится понятной и дальнейшая
фраза: «в этот именно день» («байом газзе»). Не будь точного определения
времени прибытия, ранее она остается неясной. На первое число третьего
месяца падает прибытие евреев к Синаю и по Иудейскому преданию,
записанному в Талмуде.
2 Гора Синай, против которой расположились станом евреи и на которой
совершилось впоследствии законодательство, относится по более
распространенному христианскому преданию к юго-восточной группе гор
Синайского полуострова и отождествляется с той, у подножия которой
находится монастырь святой Екатерины. Отождествление горы
законодательства с горой Сербал, находящейся вблизи города Фарана, не
может быть допущено потому, что она не видна на близком расстоянии, —
закрывается другими горами, а между тем, по свидетельству Библии,
вершина горы законодательства была видна евреям, стоящим при ее подошве
(20:18; 19:17). Кроме того, окружающие Сербал долины невелики, не
отличаются ровностью, одним словом — не представляют места, необходимого
для расположения еврейского стана.
3-4 Речь Господа направлена к тому, чтобы побудить евреев дать
добровольное согласие на вступление с Ним в завет. Оно прежде всего
вызывается их религиозным опытом, — «вы видели». Этот опыт есть знание
Божественного Правосудия по отношению к врагам, — «вы видели, что Я
сделал египтянам», и милости к ним самим. Всемогущей силой Божией евреи
избавлены от рабства и приведены в безопасное место, место явления и
откровения славы Всевышнего (к Себе). Эти прежние милости, возбуждая в
народе ревность к исполнению воли Божьей, должны служить для него
залогом, ручательством получения новых благодеяний.
5 И действительно, послушание воле Божьей, проявляющееся в исполнении
заключаемого теперь завета, привлечет новую, чрезвычайную милость. Она
выразится в том, что евреи сделаются «драгоценною собственностью Бога»
(евр. segulla, 1 Пар 17:22; греч. laoV periousioV) среди всех народов
земли. Последние — собственность Бога по творению, Израиль же —
собственность Его по избранию и спасению (Втор 4:20; 7:6; 14:2; Пс
134:4). Этим драгоценным уделом он и останется под условием соблюдения
завета (Втор 26:18).
6 Драгоценную собственность Бога евреи составят потому, что, исполняя
его завет, образуют царство священников. Весь народ будет находиться в
ближайшем общении с Богом, какого удостаиваются лица — священники, —
призванные быть посредниками между Богом и остальными людьми (Лев 10:3).
Являясь священником — служителем Господа (Ис 61:6), провозвестником Его
воли и спасения, народ будет дорог в очах Божиих (Ис 42). Как царство
священников, евреи призваны стать «народом святым» — чистым от грехов
(Лев 11:44–45; 20:26; Втор 14:2).
7-9 Данное народом согласие на исполнение завета (ст. 8) немыслимо без
веры в его божественный авторитет, а эта последняя без доверия Моисею, —
посредника при заключении завета, — как посланника Божия, вестника
божественной воли. За такового евреи примут его, услышав голос к нему
Господа из облака: Моисей приносит народу откровение.
10-13 Приготовление к предстоящему законодательству через омовение
указывает на него, как на событие, выделяющееся из ряда обыденных. Даже
самая гора отделяется (освящается — ст. 23) от остальной местности.
Переступивший черту убивается издали, так как в противном случае и
убивающему пришлось бы переступить ее, т. е. нарушить запрещение. По
греческому чтению ст. 13 народ мог подняться на гору после богоявления.
14-17 Появление облака служило для Моисея указанием на начало
богоявления (ст. 9); во время его должны присутствовать и евреи (9), а
потому теперь они и подводятся Моисеем к горе.
18 Огонь, в котором снисшел на Синай Господь и который горел до самых
небес (Втор 4:11), служил символом Его божественной славы (Втор 5:24).
Ее проявление не выдерживает даже неодушевленная природа, — «вся гора
сильно колебалась» (ср. Пс 67:8–9; 113:7).
19 Судя по дальнейшему, вопросы Моисея были направлены к тому, чтобы
узнать предстоящие распоряжения Господа.
20 Первым из них является призвание Моисея на вершину горы, которая
является тем местом, на которое сошел Господь.
21 Повторение прежнего повеления едва ли не было вызвано тем, что народ
считал его обязательным только для двух истекших дней и необязательным
для дальнейших. Нарушение его могло произойти и от необычайности
совершавшегося, которая могла одолеть долг послушания, чувство страха, —
вызвать желание посмотреть.
22-24 В силу своей греховности народ не может находиться в
непосредственном общении с Богом, в знак чего он и не переступает черты,
отделяющей его от места присутствия Господа. В том же положении
оказываются и священники, совершители жертв. Их священство основывается
на праве естественном, праве старшинства в роде, но не на божественном
избрании и приближении (Лев 10:3; Чис 16:5). Они не могут взойти на
гору, — быть посредниками при заключении завета между Богом и людьми,
так как не получили от Бога прав на подобное посредство. Отдельное
упоминание о священниках уместно в данном случае потому, что они, считая
себя стоящими выше остального народа, могли думать, что на них не
простирается обязательное для всех запрещение «порываться к Господу».