Книга пророка Исайи
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Глава
45
1 Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую
руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб
отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись;
2 Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры
железные сломаю;
3 и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты
познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев.
4 Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по
имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня.
5 Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты
не знал Меня,
6 дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я
Господь, и нет иного.
7 Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я,
Господь, делаю все это.
8 Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется
земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Господь,
творю это.
9 Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков
земных! Скажет ли глина горшечнику: `что ты делаешь?' и твое дело скажет
ли о тебе: `у него нет рук?'
10 Горе тому, кто говорит отцу: `зачем ты произвел меня на свет?', а
матери: `зачем ты родила меня?'
11 Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете
Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?
12 Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки распростерли
небеса, и всему воинству их дал закон Я.
13 Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой
и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь
Саваоф.
14 Так говорит Господь: труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы,
люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в
цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: у
тебя только Бог, и нет иного Бога.
15 Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель.
16 Все они будут постыжены и посрамлены; вместе с ними со стыдом пойдут
и все, делающие идолов.
17 Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете
постыжены и посрамлены во веки веков.
18 Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший
землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он
образовал ее для жительства: Я Господь, и нет иного.
19 Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени
Иакова: `напрасно ищете Меня'. Я Господь, изрекающий правду, открывающий
истину.
20 Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов. Невежды
те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не
спасает.
21 Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из
древних времен, наперед сказал это? Не Я ли, Господь? и нет иного Бога
кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня.
22 Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и
нет иного.
23 Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо
Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык.
24 Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила; к Нему придут
и устыдятся все, враждовавшие против Него.
25 Господом будет оправдано и прославлено все племя Израилево.
1-8.
Пророчественное предызбрание и посвящение Кира, его причина и цель.
9-19. Непостижимость и величие планов Божественного промышления о
спасении Израиля. 20-25. Распространение спасения Божия на все народы
мира.
1 С 1-8 ст. этот отдел 45 гл., как мы уже и говорили, составляет прямое
продолжение предшествующей речи, образует собой завершение (тезис,
понижение) того самого периода, начало которого дано в 24 ст. 44 главы.
Ввиду этого, современное разграничение этих двух глав, насильственно,
механически разрывающее две органических части одного целого, должно
признать довольно неудачным, почему экзегеты обыкновенно его и
игнорируют. Единственным внешним оправданием такого неудачного деления
являются начальные слова 45 гл. "так говорит Господь", которые,
действительно, часто в библии служат началом новой речи, или важного
нового отдела. (Разделение на главы и стихи в современной Библии сделано
очень поздно - Гуго Калетом и Стефаном Герлахом (XIV-XVI вв.) - и по
местам довольно искусственно, так что критикой его не следует
стесняться).
Примечание: Деление на главы было впервые произведено в 586 г. до Р. Х.,
когда Пятикнижие было разбито на 154 главы (седарим). Полвека спустя оно
было разделено на 54 части (парашийот) и на 669 более мелких фрагментов,
чтобы облегчить поиски ссылок. Это деление использовалось в ежегодном
цикле чтения. Греки разделили Библию на части около 250 г. по Р. Х.
Древнейшее деление на главы относится к 350 г. по Р. Х. и проделано на
полях так наз. Ватиканского кодекса. Первыми указателями на то, что
Библия состоит из отдельных стихов, были пропуски между словами, иногда
- буквы или цифры. Они применялись далеко не всеми. Первое общепринятое
деление на стихи относится примерно к 900 г. по Р. Х. Латинская Вульгата
была первой Библией, где и Ветхий и Новый Заветы разбиты как на главы,
так и на стихи.
Существующее разделение на главы было введено лишь в начале XIII века
Стефаном Лангтоном, впоследствии архиепископом Кентерберийским. В 1214
г. он разделил на главы текст латинской Вульгаты, и это деление было
перенесено в еврейский и греческий тексты. Стихи были пронумерованы
вначале Сантесом Панино (умер в 1541 г.), затем, около 1555 г. - Робером
Этьеном (Стефанусом). Существующая ныне система глав и стихов впервые
появилась в английской Библии 1560 года. Деление не всегда логично, но
от него уже поздно отказываться, тем более что-либо менять: за четыре
века оно осело в ссылках, комментариях и алфавитных указателях. Прим.
ред.
Так говорит Господь помазаннику Своему Киру... Прямое обращение Бога к
языческому царю не имеет для себя параллели в Священном Писании. Другие
случаи несколько аналогичных обращений (Навуходоносору, Фараону и
Авимелеху) происходили во сне. Такой исключительный факт объясняется, с
одной стороны, важностью той миссии, какую Господь возлагал на Кира, а с
другой - его сравнительной нравственной высотой.
"И действительно, все исторические свидетельства, до нас дошедшие,
повествуют о нравственных достоинствах этого вождя, которого память
окружена особым блеском славы и уважения к его нравственным
достоинствам, которым не окружали ни одного из знаменитых людей
древности. Великий знаток всех преданий Эсхилл, в Персах (ст. 765-772)
называет Кира человеком доброй души, высоко разумным, к которому боги
были особо благосклонны. Геродот III, 89, говорит, что персы называли
Кира отцом за его добросердечие; Диодор Сицилийский (фрагм. кн. XI, 14.
16) говорит о Кире, что он превосходил всех своих современников
мудростью, храбростью и всеми другими добродетелями, и что он отличался
особенной добротою, так что персы дали ему прозвище отца. Наконец,
известно, что в своем рассказе "Киропедия" Ксенофонт избрал его для
изображения идеального царя и человека". (Влаcтов V, 219 ст.)
Помазаннику Своему... у LXX выражено tw - cristw - mou, чем еще яснее
обозначается преобразовательный характер Кира в отношении к
Мессии-Христу.
Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы... Держать
кого-либо за правую руку, на языке пророка Исаии, значит сильно помогать
тому (41:13). Здесь более ясная речь о том славном покорении Киром
многих народов, о каком говорилось прикровенно и выше, под образом
победоносного шествия "мужа правды" (41:2-3, 25). Блестящее оправдание
этого пророчества дано в славных и быстрых завоеваниях Кира, покорившего
себе все, тогда известные, могущественные государства и основавшего
новую мировую монархию, простиравшуюся от Ганга до Геллеспонта и от
Каспия до Нила.
Сниму поясы с чресл царей... Как препоясание чресл, на языке Писания,
есть символ силы и боевой готовности (Пс 44:4; Иер 1:17), так, напротив,
снятие пояса и ослабление чресл составляет признак бессилия и
бесполезности (Ис 5:27; Дан 5:6).
Чтоб отворялись... двери и ворота не затворялись... Мелкая, но
характерная деталь; действительно, как показывают современные раскопки
на месте древних ассиро-вавилонских городов, все они окружались стенами,
в которых находилось по несколько массивных ворот. В частности, город
Вавилон, по свидетельству Геродота (1, 179), имел до ста медных ворот
(Пс 106:16), на что, по-видимому, и дается намек в следующем стихе (2
ст.).
2 Я пойду пред тобою и горы уравняю... Под "уравненными горами" здесь
символизируются покоренные царства и народы (40:4; ср. 2:14).
3 И отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства... Лучшей
иллюстрацией буквального исполнения этого пророчества служит
общественный рассказ о богатствах Креза, царя Лидийского, доставшихся
Киру, по праву завоевателя (Герод. 1, 30. 2. 84 и Ксеноф. Кирп. VII, 2.
11). Не меньшие сокровища достались ему и в Вавилоне (Иер 50:37; 51:13).
Дабы ты познал, что Я Господь... Вот первая цель особого возвышения
Кира, чтобы он сам из размышления о необычайных своих успехах пришел к
заключению о помощи ему со стороны истинного Бога. И она вполне была
достигнута, как это видно из начальных слов указа Кира, приводимых у
Иосифа Флавия: "после того, как Величайший Бог вселенной явил меня
царем, я убеждаюсь, что это есть именно Тот, Которому поклоняется народ
израильский: ибо Он именно через пророков предрек имя мое, а вместе и
то, что я созижду храм Его в Иерусалиме, в стране Иудейской". (Древн.
XI, 1)
4 Ради Иакова, раба Моего... Я назвал тебя по имени, почтил тебя... Это
- вторая цель и вместе главнейшая причина призвания Кира, воздвигнутого
Богом, как мы уже знаем со специальной задачей ("пастырь Мой", "исполнит
всю волю Мою" 44:28) освободить иудеев и дать им возможность снова
построить город и храм (ibid).
5 Хотя ты не знал Меня... Это, дважды повторенное замечание,
подчеркивает, с одной стороны, высоту и силу Божественного Предведения,
знающего о человеке все, задолго до его рождения, с другой - указывает,
что избрание Кира совершилось не в силу его личных заслуг, которых еще
не было, а для осуществления высших планов Божественного Промысла.
6-7 Дабы узнали от восхода солнца и от запада... что... Я - Господь
делаю все это. Третий и последний мотив призвания Кира - чтобы все
народы, объединенные под его державной рукою в один политический союз,
могли легче и удобнее познакомиться с истинным богопознанием через
пленных иудеев и их освободителя Кира. Таким образом, Кир своей
замечательной судьбой, своими удивительными завоеваниями, своими
высокими личными качествами и особенно своим исключительно
покровительственным отношением к иудеям - заставлял говорить о себе и о
Боге Израилеве, Которому он приписывал свои успехи, через что он и
являлся избранным орудием богопознания в древнем языческом мире (1 Езд
1:2).
5-7. Я - Господь, и нет иного, нет Бога, кроме Меня... Я - Господь, и
нет иного... Я Господь делаю все это. Усиленное повторение здесь данной
мысли направлено, очевидно, против языческого многобожия и, в частности,
против персидского дуализма, официальной религии Кира. Некоторый намек
на последний видят в словах 7 ст., где идет противопоставление двух
начал - света и тьмы, мира и бедствий (The pulp. Comment. Orelli и др.).
8 Кропите, небеса..., и облака да проливают правду; да раскроет земля и
приносит спасение, и да произрастает вместе правда... Слова этого стиха
представляют из себя благодарственно-хвалебный гимн Богу за будущее
избавление Израиля и за дарование ему и всему человечеству новых
благодеяний. Небеса, облака и земля - это все знакомые эмблемы
универсальной, мировой радости (см. коммент. 44:23). Несколько труднее
определить, что здесь разумеется под "правдой" и "спасением"? В
ближайшем, историческом смысле под "спасением", которое приглашается
принять земля, очевидно, разумеется самый факт спасения или избавления
иудеев от вавилонского плена. Под "правдой" же, сопутствующей этому
спасению - торжество Божественной правды, т. е. оправдание или
исполнение Божественных планов о всеобщем спасении, прототипом которого
является и это спасение иудеев из плена. В более же отдаленном,
преобразовательном смысле под "правдой", сходящей с неба на грешную
землю, можно разуметь "дар оправдания", т. е. отпущения грехов,
соединенного с благодатью Святого Духа; а под "спасением" - следствие
такого оправдания, т. е. получение вечного, истинного спасения.
9-10 С 9-13 включительно разбираются возражения или, точнее,
предусматриваются сомнения, которые могли у кого-либо зародиться
относительно точного исполнения всего того, что только перед этим было
предсказано; а также б. м. здесь опровергается и недовольство только что
возвещенным путем спасения.
Горе тому, кто препирается с Создателем своим... кто говорит отцу...
матери: зачем ты родила меня... Кому возвещается это горе? Кто
осмеливается жестоко препираться с Творцом и выражать такое безрассудное
недовольство своей участью? Очевидно, не кто иной, как тот же
"жестоковыйный" Израиль, который не раз и раньше, как от пророка Исаии
(29:16; 40:27), так и от других пророков (Иер 18:1-2) уже получал
подобные же уроки за этот упорный свой недостаток. Можно думать, что
пленные иудеи, переживая тяжелые бедствия, уже потеряли веру в
возможность избавления, как это вытекает из известной нам жалобы
Израиля: "путь мой сокрыт от Господа; и дело мое забыто у Бога моего"
(40:27). Но есть также основания предполагать, что иудеи, как кичливые
националисты, выражали еще и недовольство, слыша пророчество о
восстановлении их города и храма не каким-либо великим иудейским вождем
(напр., Мессией), а совершенно чуждым для них царем язычником. На это,
по-видимому, намекает конец 11-го стиха: "вы... хотите Мне указывать в
деле рук Моих" ?
11-12 Я создал землю, и сотворил на ней человека... Безрассудство и
претенциозность выставленных возражений Господь опровергает одним
безапелляционным аргументом - указанием на Себя, как на Творца всего
мира, в том числе и самого человека (ср. 40:26; 42:5 и др.).
13 Я воздвиг его в правде.... Он построит город Мой и отпустит пленных
Моих, не за выкуп, и не за дары... Речь снова возвращается к Киру, и
пророчество о нем заканчивается тем же самым пунктом (отпуск пленных и
восстановление Иерусалима), с которого оно и началось (13:26). Но здесь
добавлена и одна новая подробность - полная бескорыстность действий
Кира, блестяще, как известно, оправдавшаяся исторически, когда Кир не
только ничего не взял с отпущенных им иудеев, но еще сам щедро одарил их
(1 Езд 1:8).
"Я воздвиг его в правде" - это или синоним выражения "муж правды"
(41:2), или же указание на него, как на исполнителя "праведных судов
Божиих". Заканчивая речь о Кире, мы не можем удержаться от соблазна
привести отрывок из одного клинописного текста, прочитанного на
знаменитом цилиндре Кира и имеющего, по-видимому, довольно близкую
аналогию с началом 45-й главы. В нем мы читаем следующее: "Мардук искал
справедливого царя; он взял за руку человека по своему сердцу; он назвал
его по его имени Киром, царем Ансана; во всемирном царстве он назвал его
имя..." Ученый, который специально комментировал эту надпись и сличал ее
с библейским пророчеством, не нашел оснований говорить о заимствовании
каким-либо автором у другого; но высказал только предположение, что
пророк Исаия был знаком со стилем вавилонских придворных летописцев
(Kittel - Condamin Le livre d'Isaie, 273 р.). Мы же с одинаковым правом
можем сделать и обратное предположение, что вавилонские хронографы были
осведомлены о предсказании пророка Исаии и в своих записях имитировали
его. Вероятно, они же довели его и до сведения самого Кира.
14 С 14-17 говорится о посрамлении язычества, которое, если хочет быть
последовательным и искренним, должно, при виде чудесных завоеваний Кира,
отвергнуть своих ложных богов и исповедать Единого Бога Израиля, силой
Которого и Кир совершал свои удивительные подвиги. Многие из
комментаторов считают этот отдел мессианским и толкуют его в смысле
пророчества о вступлении в новозаветную церковь язычников (Витринг, The
pulp. Comm. Dillm. En. Петр, Властов и др.). Но такому пониманию резко
противоречит содержание 16-го стиха - о посрамлении язычества, который
они принуждены искусственно обходить. Поэтому мы отдаем предпочтение
более реальному толкованию (Orelli, СПб. проф.), усматривающему здесь
речь о различных завоеваниях Кира, как естественных путях
распространения истинного богопознания в древнем мире и как
подготовительного средства, сначала к иудейскому прозелитизму, а затем и
к новозаветному христианству.
Труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе
перейдут... и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного
Бога. Правильное истолкование этого места устанавливается сравнением его
с параллельным, где говорится: "в выкуп за тебя (Израиля) отдал (Я)
Египет, Эфиопию и Савею" (43:3). И здесь, по связи с 13 ст. нужно такое
же толкование. Так как Кир своим благожелательным отношением к иудейским
пленникам проявил, между прочим, и высокое бескорыстие, то как бы в
награду за это Господь обещает ему (точнее, его преемникам, или его
царству и народу) важные и богатые новые завоевания в лице египетских
народов. Причем эта естественная награда Киру послужит, согласно планам
Божественной Премудрости, вместе и средством к торжеству истинного Бога:
вновь покоренные народы будут новыми свидетелями удивительных деяний
Кира, а следовательно, и новыми прославителями Того Бога, именем
Которого он все это совершал.
15 Истинно, Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель. Правильнее
всего это восклицание приписывать самому пророку Исаии. Усматривая в
своем пророчественном видении, что языческие народы, входящие в состав
монархии Кира, хотя и будут смутно чувствовать величие истинного Бога,
однако Он все же останется для них "сокровенным", "неведомым Богом"
(Деян 17:23), пророк и хочет восполнить недостаточность такого
богопознания более ясным и определенным исповеданием Его (ср. Втор
28:29; Притч 25:2).
16-17 Все они будут постыжены и посрамлены... Израиль же будет спасен...
вы не будете постыжены и посрамлены. В этих двух стихах дана антитеза
ближайшего будущего язычников и иудеев. Язычники, надеющиеся на своих
идолов, будут посрамлены, так как падут под рукой нового завоевателя.
Верные же сыны Израиля, получившие по милости своего Бога свободу, тем
самым восторжествуют над всеми своими врагами-идолопоклонниками (ср.
28:16; Рим 10:11). Начало 17-го стиха, где говорится, что "Израиль же
будет спасен спасением вечным", не должно особенно нас смущать,
во-первых, потому, что слово "век и вечность" часто на языке Священного
Писания имеет очень условное значение (время жизни поколения, рода и
даже отдельных лиц); а во-вторых, еще и потому, что еврейская нация, как
мы знаем и видим, имела, имеет и будет иметь вечно продолжающееся
существование (9:27; 11:5).
18-19 Ибо так говорит Господь... Не тайно Я говорил... не говорил Я
племени Иакова: напрасно ищете Меня. Я Господь, изрекающий правду...
Слова этих двух стихов, с одной стороны, являются обычной у пророка
Исаии заключительной клятвой к пророчеству о судьбе Израиля, а с другой
- служат как бы торжественным вступлением или переходом к следующему
пророчеству - о призвании к Богу язычников. Ссылка на историю
мироздания, помимо удостоверения Творческой Премудрости и силы, имеет
здесь и значение некоторой аналогии: как некогда Господь Своей
творческой силой привел в порядок материальной хаос первозданного мира,
так теперь Он собирается упорядочить духовный хаос различных религиозных
верований человечества, приводя их к единству истинного Богопознания.
Гебраисты, между прочим, обращают внимание на не совсем точный перевод
слов: не напрасно сотворил ее, которые возможно правильно должны быть
переданы: не оставил ее более (или далее) пустой. В таком виде вся эта
фраза, в особенности ее последнее выражение - tohu, - получает самое
близкое отношение к 1 гл. кн. Бытия и, следовательно, свидетельствует об
ее допленном происхождении.
Не тайно Я говорил, не в темном месте земли... Господь ясно и во
всеуслышание возвещал Свою волю и весь ход Своего Божественного
домостроительства о спасении человечества народу израильскому, а чрез
него и всему роду человеческому (Втор 30:11-20 и др.). Он никогда не
говорил тайно (48:16), и в скрытом месте, но всегда при многих
свидетелях (43:10, 44:8; ср. Ин 18:20). В этом отношении слово истинного
Бога представляет теперь противоположность с изречениями ложных богов:
известно, что пифии, сивиллы и жрецы языческие часто передавали
откровения своих богов или в пещерах (дельфийский оракул, теперь
Трофония ; [дельфийский оракул и Трофония - не одно и тоже. См. сноски.
Прим. ред. ] или в подземельях храма (Юпитера Капитолийского и др.).
20 С 20-25 ст., т. е., до конца главы, идет уже прямое обращение к
язычникам, с целью призвания их к истинному Богу. По общему своему
содержанию и даже по отдельным выражениям он очень родственен тем
многочисленным местам кн. пророка Исаии, в которых излагается суд Божий
над языческими народами, обыкновенно заканчивающийся признанием их вины,
но вместе и прощением ее и обращением их к Богу (ср. 24:1-23; 26:20-21;
27:1-7; 30:27-33; 23:1-10; 40:24; 41:11-12, 25; 43:13-15 и пр.).
Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов...
Обращение это тождественно по смыслу с подобными же раннейшими (41:1 и
43:9). Нового здесь только то, что оно направлено не ко всем язычникам,
а к "уцелевшим" из них, очевидно, к уцелевшим до будущего
пророчественного момента - пришествия Мессии.
"Пророчество видит то время, когда уже сокрушены растленные монархии
Семито-Кушитов и когда с ними вместе пала и растлевающая религиозная
система, обратившая людей в существа с исключительно животными
инстинктами. Уцелевшие народы, суть те, которые промыслом Божиим
подверглись воздействию живущих среди них (4 Цар 17:6; 24:15-16) пленных
израильтян, которые в свою очередь отрезвились в плену и никогда больше
не возвращались к идолопоклонству" (Властов, V, 231).
Невежды те, которые носят деревянного своего идола... который не
спасет... Обличение идолопоклонства, близко напоминающее сказанное по
этому поводу выше (40:18-20; 41:7 и 44:9). О том, что ассиро-вавилонские
язычники устраивали торжественные религиозные процессии с перенесением
различных иноземных богов, свидетельствуют древние рисунки на
современных раскопках, описанные еще Лейярдом и Раулинсоном (The pulp.
Commentary - 177).
21 Кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Вопрос также
хорошо знакомый по предыдущему (41:26; 43:9; 44:7). То же должно сказать
и про ответ на него (41:4, 27; 42:21; 43:10-12; 44:6-8). Очевидно, речь
идет опять же, главным образом, про поразительную ясность и удивительную
точность пророчества о Кире, которое за 150 л. до его рождения не могло
быть дано никем иным, кроме Всеведущего и Всемогущего. Но поскольку
пророчество о Кире стоит в связи с пророчеством об обращении язычников,
здесь не исключается речь и о последнем.
22 Ко Мне обратитесь... все концы земли... Ясное и выразительное
призвание язычников к истинному богопознанию, частичному - в форме
иудейского прозелитизма и более полному - в виде преимущественного
вступления их в новозаветную церковь (Пс 21:28; 97:3 и др.).
23 Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное. Во
свидетельство высшей непреложности всего сказанного идет обычная в таких
случаях клятва (Быт 22:16; 24:7; Исх 13:5, 11; Иер 22:5 и др.). Смысл и
значение Божественной клятвы раскрыт апостолом Павлом (Евр 6:13).
Предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык...
Лучшим комментарием данного места является известное пожелание того же
апостола: "дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных,
земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос
в славу Бога Отца". (Флп 2:10-11 Ср. еще Пс 21:28-30 и Рим 14:11).
24 Только у Господа... правда и сила... Т. е. только Бог, как
нелицеприятный Судия, может правильно всех рассудить и только опять Он
же, как Всесильный, в состоянии осуществить свой приговор. Таким именно
духом проникнуты все дела Божии. Отсюда и благовествование Христово, по
апостолу, "есть сила Божия... в нем открывается правда Божия" (Рим
1:16-17). "Устыдятся все враждовавшие против Него". Это - сжатое
повторение того, о чем подробнее говорилось выше (41:11).
25 Господом будет оправдано и прославлено все племя Израилево... и не
само оно спасется, не своими достоинствами и заслугами, а единственно
спасающей и милующей благодатью Господа Иисуса Христа. Слов этих ни в
каком случае нельзя относить только к одному плотскому Израилю, так как
большая часть его отвергла Господа и потому не могла получить спасения.
Поэтому их следует прилагать к духовному Израилю, или толковать в смысле
блаж. Иеронима: "проиcшедшие же от племени сынов Израилевых и родившиеся
от семени апостолов и уверовавшие во Христа будут иметь правду и славу
вечную".