Книга пророка Исайи
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Глава
47
1 Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле: престола
нет, дочь Халдеев, и вперед не будут называть тебя нежною и роскошною.
2 Возьми жернова и мели муку; сними покрывало твое, подбери подол,
открой голени, переходи через реки:
3 откроется нагота твоя, и даже виден будет стыд твой. Совершу мщение и
не пощажу никого.
4 Искупитель наш - Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев.
5 Сиди молча и уйди в темноту, дочь Халдеев: ибо вперед не будут
называть тебя госпожею царств.
6 Я прогневался на народ Мой, уничижил наследие Мое и предал их в руки
твои; а ты не оказала им милосердия, на старца налагала крайне тяжкое
иго твое.
7 И ты говорила: `вечно буду госпожею', а не представляла того в уме
твоем, не помышляла, что будет после.
8 Но ныне выслушай это, изнеженная, живущая беспечно, говорящая в сердце
своем: `я, - и другой подобной мне нет; не буду сидеть вдовою и не буду
знать потери детей'.
9 Но внезапно, в один день, придет к тебе то и другое, потеря детей и
вдовство; в полной мере придут они на тебя, несмотря на множество
чародейств твоих и на великую силу волшебств твоих.
10 Ибо ты надеялась на злодейство твое, говорила: `никто не видит меня'.
Мудрость твоя и знание твое - они сбили тебя с пути; и ты говорила в
сердце твоем: `я, и никто кроме меня'.
11 И придет на тебя бедствие: ты не узнаешь, откуда оно поднимется; и
нападет на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно
придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь.
12 Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих,
которыми ты занималась от юности твоей: может быть, пособишь себе, может
быть, устоишь.
13 Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели
небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того,
что должно приключиться тебе.
14 Вот они, как солома: огонь сожег их, - не избавили души своей от
пламени; не осталось угля, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть
перед ним.
15 Такими стали для тебя те, с которыми ты трудилась, с которыми вела
торговлю от юности твоей. Каждый побрел в свою сторону; никто не спасает
тебя.
1-5.
Падение гордого Вавилона. 6-7. Ближайшая причина этого пренебрежения к
народу Божию и непомерное высокомерие. 8-11. Внезапность гибели Вавилона
и указание более глубоких причин его разложения. 12-15.
Художественно-ироническое изображение полной беспомощности Вавилона
ввиду надвигающихся на него бедствий.
Настоящая глава является непосредственным продолжением предыдущей: в той
говорилось о низвержении божества Вавилона, в этой идет речь о падении
самого города. Но подобно тому, как в предшествующей главе божества
Вавилона брались не столько сами по себе, сколько как символизация всего
язычества, так и здесь город Вавилон - гордая столица мировой монархии -
берется, очевидно, как тип всего древнего языческого мира, стоящего на
пороге серьезной исторической катастрофы. Потому и здесь, также как и
раньше, мы не должны проявлять к библейскому тексту всех требований
придирчивой исторической критики, твердо помня, что мы в данном случае
имеем дело не столько с конкретно-историческим, сколько с
отвлеченно-типологическим пророчеством.
1 1-3. В образных чертах, вполне отвечающих восточным обычаям и нравам,
описывается состояние крайнего позора и унижения, которому имеет вскоре
подвергнуться гордый Вавилон, очевидно, при завоевании его Киром.
Сойди и сядь в прах, девица, дочь Вавилона... дочь Халдеев... Город
Вавилон в Библии нередко олицетворяется под видом знатной женщины, или
царственной дочери, заслужившей за свое нечестие позор проклятия. "Дщи
Вавилоня окаянная" -взывает в своем известном псалме еще Псалмопевец
(136:8). [В русском переводе: Дочь Вавилона, опустошительница.
По-славянски более выразительно. Прим. ред. ] Впрочем, следует
оговориться, что образ жены, или дочери, вообще, один из самых
употребительных в Библии, для обозначения какой-либо нации, или ее
центра; отсюда - "дщерь Сиона", "дочь Сидона", "дщи Иерусалима", "дочь
Моава", и пр. и пр. (Ис 1:8; 23:12; 4 Цар 19:21; 16:2 ; Зах 9:9 и др.).
Нисхождение с высоты и сидение во прахе, на языке Священного Писания,
означает скорбь и позор, как это нам известно из истории Иова (2:8) и из
многих других примеров (Втор 28:56; Иер 13:18; 48:18 и пр.). Здесь оно
особенно резко подчеркивает контраст в положении Вавилона, то сидевшего
наверху могущества и славы, то спустившегося на самый низ, на
придорожную пыль.
И вперед не будут называть тебя нежною и роскошною. О роскоши и неге
Вавилона единогласно свидетельствуют как библейские, так и языческие
писатели (13:22; 14:11; Дан 5:1; Герод. 1, 195, 199; Курций V, 1),
справедливо усматривая в ней одну из главнейших причин внутренней
деморализации Ассиро-Вавилонской монархии и ее быстрой политической
гибели.
2-3 В сильных и образных красках восточных нравов рисуется картина
крайнего унижения города и всей нации.
Возьми жернова и мели муку... Это труднейшее занятие на Востоке было
уделом пленников и в особенности пленниц, почему, конечно, оно особенно
тяжело было не только физически, но еще более морально, для бывшей
царицы (Суд 16:21; Исх 11:5).
Сними покрывало твое... Открой голени... даже виден будет стыд твой...
Восток до сих пор не знает большего унижения для женщины, как то, что
указано здесь пророком. Снятие покрывала и обнажение тела, в особенности
столь высокое, какое необходимо для перехода вброд довольно глубокой
реки - это все такие оскорбления для женской чести, от которых на
Востоке застрахованы бывают даже и публичные женщины (Быт 38:14-15; Иер
13:26; Наум 3:5). Блаженный Иероним в самом подчеркивании у пророка
таких, чисто физических деталей, видит специальное наказание Вавилону за
его сугубый грех моральной распущенности.
4 Искупитель наш - Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев. "Все
комментаторы замечают, что это восклицание вырывается из души пророка,
тогда как все пророчество о Вавилоне говорит пророк от имени Господа".
(Властов). Оно заключает в себе или напоминание о неотвратимости
божественного суда над Вавилоном (3 ст. ср. 43:14; 44:6) или
благоговейное удивление пророка о милости Божией, явленной Израилю в
самом факте уничтожения Вавилона, как его главнейшего врага.
5 Сиди молча, уйди в темноту, дочь Халдеев: ибо вперед не будут называть
тебя госпожею царств. Отдел речи о судьбе Вавилона, по обычаю пророка,
заканчивается тем же, с чего он и начался, т. е. решительным и
бесповоротным провозглашением окончательной гибели Вавилонской монархии,
под ударами ее нового завоевателя.
"Темнота" - на языке Священного Писания, символ "несчастия и плена"
(50:10; Мих 7:8 и др.). Вавилон и его цари, как мы знаем из
свидетельства самого же пророка Исаии и др. пророков, действительно,
гордо высился над всеми остальными нациями и его монархи недаром носили
титул "Царя царей" (13:19; Иез 26:7; Дан 2:37 и др.). И вот теперь из
положения господствующего властелина он должен перейти в состояние
пленного раба, заключенного в темную одиночную тюрьму (ср. Плач 2:10;
3:2; Мих 2:8).
6 6-7. Раскрывают нам ближайшие, непосредственные причины такой ужасной
гибели Вавилона. Их указывается здесь две: одна - это жестокость
обитателей Вавилона в обращении с преданным в их руки народом Божиим (6
ст.), другая - непомерная гордость и тщеславие жителей Вавилона, черта,
очевидно унаследованная ими еще от их предков, строителей знаменитой
вавилонской башни (Быт 9 гл.).
Я прогневался на народ Мой... Обычная библейская точка зрения на
политические катастрофы в жизни Израиля, как на результат Божественного
гнева за измену Израиля Всевышнему (2 Цар 24:14; Зах 1:15 и др.).
А ты не оказала им милосердия... Жестокое и пренебрежительное отношение
вавилонян в отношении к побежденным иудеям представляло нечто выдающееся
даже среди всеобщей тогдашней грубости нравов (Иер 51:34; Пс 136:8-9;
Плач 4:16; 5:12).
На старца налагала крайне тяжкое иго... Упоминание о старце едва ли
имеет здесь какое-либо конкретное значение - просто это особый прием
усиления и обострения мысли.
7 И ты говорила: "вечно буду госпожею". . . Тирания, о которой
говорилось в предыдущем стихе, являлась следствием другого, чисто
духовного порока вавилонян - их безграничного самопревозношения,
гордости и тщеславия. Эта отличительная черта духовного образа вавилонян
отмечалась у пророка Исаии и раньше (10:5-16; 14:1-23), и она же,
очевидно, послужила причиной того, что Ассирия и Вавилон выступают в
Священном Писании прототипами антихриста (Откр 18:9-10).
8 С 8 по 11 включительно идет речь о внезапности самой гибели Вавилона,
его полной растерянности и беспомощности.
Обращение к Вавилону, с указанием главных его свойств, напоминающее
слова первого стиха ("изнеженная", "живущая беспечно").
9 Но внезапно, в один день, придет к тебе то и другое - потеря детей и
вдовство... Мы видим, что в подобных же красках Библия, вообще,
изображает гибель каких бы то ни было народов и государств (Иер 1:10-15;
51:36-43 и др.). Очевидно, для чадолюбивого Израиля не было большего
горя, как печальное вдовство и потеря детей, или вынужденное
бездетность, вообще. А потому эти именно образы и выступают самыми
яркими символами безнадежного отчаяния и горя.
В полной мере придут они на тебя... Слова эти, вполне понятные сами по
себе, вызывают сильное возражение со стороны их исторической
достоверности. Ведь известно, что Кир завоевал Вавилон совершенно без
кровопролития и отнесся к его пленению в высокой степени великодушно и
гуманно. Что же, в таком случае, означают слова пророка о полной мере
наказания? А они означают то, что пророк писал не точную будущую историю
Вавилона, а его наиболее вероятную, гадательную участь. Точного и
несомненного во всем его пророчестве был лишь один факт - самое
завоевание Вавилона Киром. Все дальнейшее - только правдоподобные выводы
из этого бесспорного факта. Но последние сделали здесь резкий уклон от
своего обычного течения; и пророчество автора книги, проигравшее в этих
второстепенных деталях, сильно выиграло в главном, так как дало ясное
доказательство того, что оно истинное пророчество; записано до начала
завоевание Вавилона, а не после него, как утверждает отрицательная
критика. [Думается, что эти стихи лучше истолковать как неотвратимость
Божиего суда над нечестивыми, в приложении к приходу Мессии и грядущему
тогда внезапному наказанию нечестивых. Прим. ред. ]
Несмотря на множество чародейств твоих и на великую силу волшебств
твоих... Из всех стран древнего Востока - Халдея и Вавилон,
преимущественно - страны магии и заклинаний. Из свидетельств
классических писателей (Диодор Сиц., Герод.) и из данных новейших
раскопок в ассиро-вавилонской территории мы знаем, что там
практиковались три следующих главных формы магии: 1) приготовление и
употребление особых амулетов и талисманов с выгравированными на них
священными изображениями или словами, 2) составление и чтение или пение
особых заклинательных формул, с целью отогнания злых демонов и 3)
изготовление специальных гороскопов, предсказывающих судьбу их
обладателей. (Bawliason "Egipt and Babylon", p. 58; Lenormant "La Magie
chez tes Chakteens"; Sayce "Transactions of Soctet. of Вibl. Archeol",
vol. III, 145; IV, 302 - The pulp. Comm. 205). На первую и вторую форму
магии указывается в данном стихе, на третью - в 13-м стихе: "утомлена
множеством советов твоих..."
10 Мудрость твоя и знание твое - они сбили тебя с пути; Под ними можно
разуметь довольно высокое развитие естественных знаний и положительных
наук, чем так гордились вавилоняне. Но преимущественно следует видеть
как указание на широкое развитие астрономии, которая, главным образом,
выражалась у них в астрологии, или звездочетстве, заводившем,
действительно, в лабиринт самых ужасных суеверий.
11 Надеясь на свое волшебство и чародейство, вавилоняне были убеждены,
что они, во-первых, никогда не будут застигнуты врасплох, так как сумеют
по своим гороскопам заранее узнать о предстоящей опасности; во-вторых,
они не боялись даже и опасности-то, так как уверены были, что своими
заклинаниями и песнями могут отогнать всякую опасность. Но в данном
случае им опытно предстоит узнать все бессилие подобных средств и всю
горечь разочарования в них.
12 С 12-15 - весь последний отдел дает развитие той же самой мысли, но в
новой, художественно-иронической форме.
Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств. Ясное
указание на то, что говорилось выше (9 ст.).
Может быть - пособишь себе, может быть - устоишь. Беспощадная ирония,
напоминающая подобную же иронию пророка Илии над жрецами Иезавели во
время кармильского жертвоприношения (3 Цар 18:27).
13 Ты утомлена множеством советов твоих... Суеверные гадания волхвов
никогда не имели устойчивости и допускали возможность самых различных
перетолкований, выслушивание которых было делом столь же нелегким, сколь
и бесполезным (Дан 2:2-11; 5:7-8).
Пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по
новолуниям, и спасут тебя... Все эти астрономы и астрологи, очевидно,
представляли собою цвет вавилонской мудрости, и вот пророк приглашает их
теперь напрячь все свои усилия, чтобы помочь родине в трудное для нее
время.
14 Вот они, как солома: огонь сжег их... не осталось угля, чтобы
погреться... Но напрасна надежда на этих мнимых мудрецов: они не только
бессильны оказать кому-либо действительную помощь, но не в состоянии
спасти и самих себя. Перед лицом гнева Божия они погибнут, как солома
пред огнем (5:24; 40:24; 41:2); и погибель их будет настолько
окончательной и полной, что от них не останется ничего, даже самого
маленького уголька, от которого можно было бы развести новый костер, как
снова иронически замечает пророк. В этих словах можно видеть суд Божий
над язычеством, вообще, как это становится ясно из сопоставления
параллели: "Свет Израиля будет огнем, и Святый его - пламенем, которое
сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день" (10:17).
15 Такими... т. е. столь же безнадежными в смысле помощи, как и твои
собственный мудрецы, стали для тебя те, с которыми ты трудилась - на
культурном, коммерческом и военном поприще! Очевидно, разумеются все
области передней Азии, которые стояли под ближайшим культурным влиянием
Ассиро-Вавилонской монархии и от которых она могла рассчитывать получить
помощь. Но совершенно напрасно, так как эгоистическая политика другого
мира не признавала подобных моральных обязательств.