Псалтирь
Введение Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Псалом 73
1 Для чего, Боже, отринул нас навсегда? возгорелся гнев Твой на овец
пажити Твоей?
2 Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле, искупил в жезл
достояния Твоего, - эту гору Сион, на которой Ты веселился.
3 Подвигни стопы Твои к вековым развалинам: все разрушил враг во
святилище.
4 Рыкают враги Твои среди собраний Твоих; поставили знаки свои вместо
знамений наших;
5 показывали себя подобными поднимающему вверх секиру на сплетшиеся
ветви дерева;
6 и ныне все резьбы в нем в один раз разрушили секирами и бердышами;
7 предали огню святилище Твое; совсем осквернили жилище имени Твоего;
8 сказали в сердце своем: `разорим их совсем', - и сожгли все места
собраний Божиих на земле.
9 Знамений наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал
бы, доколе это будет.
10 Доколе, Боже, будет поносить враг? вечно ли будет хулить противник
имя Твое?
11 Для чего отклоняешь руку Твою и десницу Твою? Из среды недра Твоего
порази их.
12 Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!
13 Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде;
14 Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни, [Ефиопским];
15 Ты иссек источник и поток, Ты иссушил сильные реки.
16 Твой день и Твоя ночь: Ты уготовал светила и солнце;
17 Ты установил все пределы земли, лето и зиму Ты учредил.
18 Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твое.
19 Не предай зверям душу горлицы Твоей; собрания убогих Твоих не забудь
навсегда.
20 Призри на завет Твой; ибо наполнились все мрачные места земли
жилищами насилия.
21 Да не возвратится угнетенный посрамленным; нищий и убогий да
восхвалят имя Твое.
22 Восстань, Боже, защити дело Твое, вспомни вседневное поношение Твое
от безумного;
23 не забудь крика врагов Твоих; шум восстающих против Тебя непрестанно
поднимается.
Еврейский народ по этому псалму представляется отринутым Богом (1),
святилище, т. е. храм, разрушенным (3), на земле всюду господствуют
враги (4), самый храм сожжен (7:), среди народа нет пророков, как
вестников воли Божией (9), всюду царит насилие (20). Такие черты
состояния еврейского народа нашли полное осуществление после нападения и
разрушения Иерусалима Навуходоносором, когда вся земля была опустошена,
храм сожжен, всюду царили халдеи и пророка у евреев не было. По
надписанию еврейской Библии писателем псалма был Асаф, конечно, не
современник Давида, но один из его благочестивых потомков, на котором
тяжело отзывалось народное бедствие и гибель святыни.
Вспомни, Господи, народ, Тобою издревле избранный, который теперь Ты
отринул (1-3). Враги все уничтожили, всем завладели, разрушили и сожгли
святилище и места собраний, У нас нет пророка (4-9). Доколе, Господи, Ты
будешь отклонять руку Твоей помощи (10-12)? Ты освободил их из рабства,
чудесно охранял потом от гибели. В Твоей власти все моменты времени и
вся земля (13-17). Вспомни об угнетенном народе и защити его от грозных
врагов, избавь от посмеяний (18-23).
1. "Отринул нас навсегда" - не в смысле полного и вечного отчуждения
Бога от своего народа, а в смысле продолжительности ниспосланного на
него испытания. Обычная гипербола, употребляемая писателями поэтами.
Можно понимать "навсегда" и буквально, суживая заключающийся здесь смысл
до указания на вечное уже лишение еврейского народа его святыни - Кивота
Завета, который с разрушением храма исчез навсегда.
2. "Сонм" - собрание людей, народ. "Стяжал" - приобрел. Еврейский народ
был приобретен Богом издревле, еще со времени избрания Авраама, которому
Он покровительствовал и от которого произвел целый народ. - "Искупил в
жезл достояния", точнее "искупил в колено достояния", т. е. Господь
сделал еврейский народ своим особым достоянием, поколением людей,
которых Он любил и на которых изливал многочисленные милости.
3. "Подвигни стопы Твои к вековым развалинам", разумеется - Иерусалима и
храма. Название этих развалин "вековыми" свидетельствует, что псалом
написан не тотчас после разрушения Иерусалима и храма, но значительное
время спустя, тогда пред писателем псалма ясно обнаружилась
непоправимость бедствия силами тех немногих из евреев, которые еще
оставались здесь. Очевидно, над несчастной и опустошенной Палестиной
само время сказывалось разрушительно. Храм Соломона представлял обширные
сооружения и обладал громадными ценностями, поэтому понятно, что "все
разрушил враг во святилище", не только взял его ценности, но уничтожил
все постройки около храма.
4. Под "собраниями" нужно разуметь те религиозно-просветительные
учреждения наподобие пророческих школ, которые давно существовали у
евреев и из которых может быть к началу вавилонского плена начали
вырабатываться, развиваться зачатки будущих синагог. Среди этих собраний
"враги рыкают", как хищные звери. Они враждебно относятся к этим
молитвенно-просветительным кружкам, может быть подозревая в них кружки
политического характера, скрывающие свои стремления к восстановлению
нации. Как завоеватели, вавилоняне поставили "знаки свои вместо знамений
наших", т. е. не только ввели свои учреждения и свое управление, но и
уничтожили все, что напоминало прежние священные изображения. Вместо них
они ввели свои знаки.
7. Сожжение храма указывает, что описанное в псалме опустошение храма
нельзя относить к Антиоху Епифану, когда были уничтожены только его
ворота. - "Осквернили жилище" - издевались над святостью места и
святынями Израиля самыми разнообразными и грубыми средствами, что было в
обычаях того времени.
9. "Нет знамений наших", всего того, что напоминало культ Иеговы -
жертвенника, священнослужений и Божественных откровений. "Нет пророка".
Пророки были глашатаями Божественной воли народу, посредниками между
ними и Богом, выяснявшими народу и указывавшими задачи его ближайшей
деятельности. Теперь этого нет. Пророк Иеремия уже умер в Египте (псалом
написан значительное время спустя после разрушения Иерусалима, см. 3 ст.
; пророк же Иеремия вскоре после этого события был уведен в Египет, где,
по преданию, умер через 4 года); пророк Даниил выступил на служение не в
Палестине, а гораздо позже, при том, его пророчества не касались
специально еврейского народа и не давали последнему руководство на
данное время; пророк Иезекииль тоже жил в плену и тоже не сообщал
руководственных наставлений палестинским евреям. Бедствия же опустошения
так грозны и лишения так велики, что удрученный писатель сетует: нет
никого, кто сказал бы, как долго продолжится такое состояние
разоренности, какое он наблюдает кругом себя сейчас. Неужели не настанет
хотя незначительного улучшения? Понимать это "доколе" в смысле незнания
продолжительности вавилонского плена, нельзя, так как писатель не мог не
знать предсказания пророка Иеремии о семидесятилетнем порабощении
Вавилону.
11. "Из среды недра Твоего порази" врагов. Недро - пазуха, близкое место
к сердцу. Порази от сердца, по желанию и полной заслуженности кары, так
как враги, осквернивши святыню, являются врагами и Господа,
оскорбляющими Его.
13-15. "Расторг... море" - Чермное, при переходе через него евреев. -
"Сокрушил головы змиев в воде" - потопил египтян, так же губивших евреев
непосильными работами, как укушения змей убивают людей; "сокрушил голову
левиафана", т. е. крокодила. Разумеется фараон, гнавшийся за евреями. -
"Отдал его в пищу людям пустыни" - трупы потонувших египтян, когда волны
выбросили их на берега, сделались пищей зверям пустыни, в частности
шакалам. Название "народом" стай хищных зверей в Библии употребляется,
напр., в кн. Притчей собрание муравьев, зайцев, называется народом
(Притч XXX:25-26). - "Иссек источник и поток" - чудесное взведение воды
в пустыне; "иссушил сильные реки" - реку Иордан при И. Навине.
16-17. Указание на другие дела божественного всемогущества, состоящие в
установлении законов смены дня и ночи и времени года.
18. "Безумные", вероятно, халдеи, оскорблявшие и поносившие имя Иеговы.
19. Зверями называются тоже халдеи за их жестокое отношение к евреям.
"Горлицей" - народ еврейский. Образ одинокости и беззащитности.
20. В Палестине много гор и пещер, где легко укрываться всяким
грабителям. По разрушении Иерусалима свободно могли образоваться такие
шайки и из скрытых мест выслеживать себе добычу.
21. "Да не возвратится угнетенный посрамленным", пусть молитва
угнетенного народа об освобождении из плена и восстановлении прежнего
величия Палестины будет услышана Тобою, Господи.