Книга Бытия
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
Глава
12
1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из
дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе;
2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу
имя твое, и будешь ты в благословение;
3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и
благословятся в тебе все племена земные.
4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был
семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.
5 И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все
имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в
Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю
Ханаанскую.
6 И прошел Аврам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, до дубравы
Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи.
7 И явился Господь Авраму и сказал [ему]: потомству твоему отдам Я землю
сию. И создал там [Аврам] жертвенник Господу, Который явился ему.
8 Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой
так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там
жертвенник Господу и призвал имя Господа [явившегося ему].
9 И поднялся Аврам и продолжал идти к югу.
10 И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому
что усилился голод в земле той.
11 Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я
знаю, что ты женщина, прекрасная видом;
12 и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня,
а тебя оставят в живых;
13 скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы
жива была душа моя чрез тебя.
14 И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она
женщина весьма красивая;
15 увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была
она в дом фараонов.
16 И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и
ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды.
17 Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену
Аврамову.
18 И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего
не сказал мне, что она жена твоя?
19 для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И
теперь вот жена твоя; возьми [ее] и пойди.
20 И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и
все, что у него было, [и Лота с ним].
Бог
благословляет Аврама обетованием о Мессии.
С этой главы начинается специальная история богоизбранного еврейского
народа, которая открывается довольно подробной биографией самого
родоначальника евреев — патриарха Аврама. Все библейское повествование о
нем делится на четыре раздела или периода, из которых каждый
сосредоточивается около важного божественного богоявления Авраму,
историей которых начинаются 12, 15, 17 и 22 главы книги Бытия.
1-2 «И сказал Господь Авраму…» На вопрос: когда Бог сказал это Авраму? —
большинство, вслед за архидиаконом Стефаном (Деян 7:2), отвечает, что
это произошло еще при жизни Фарры, в Уре Халдейском, что подтверждается
и последующим контекстом речи, именно указанием на отечественную землю,
какой была только земля Халдейская, а не Харран.
«пойди из земли твоей,от родства твоего и из дому отца твоего… в землю,
которую Я укажу тебе» Апостол Павел говорит, что Авраму не было еще
открыто имя той земли, которая ему предназначалась (Евр 11:8); и тем не
менее он, послушный божественному гласу, нисколько не колеблется
оставить все, что было у него дорогого (родину, родных и отчий дом), и
безропотно меняет все это на неизвестное будущее и на предстоящую ему
беспокойную жизнь кочевника.
«Посмотри, — говорит по поводу этого святой Иоанн Златоуст, — как с
самого начала праведник был приучаем предпочитать невидимое видимому и
будущее тому, что уже находилось в руках… Подумай, возлюбленный, какой
возвышенный, необладаемый никакой страстью или привычкой, дух потребен
был для исполнения этого повеления!» Целью такого разрыва всяких связей
с прошлым было божественное попечение о сохранении рода и дома Аврамова
от увлечения повсюду разлившимся нечестием, охватившим даже и дом его
отца Фарры (Нав 24:2–3). Как бы в награду за такое послушание и веру
Аврама, Господь преподает ему торжественное благословение, в котором
возвещает четыре рода обетований: 1) обещание многочисленного потомства;
2) дарование благ временных и вечных; 3) награду славы и бессмертия в
потомстве и 4) превращение его личности в источник благословения для
других. Все эти божественные обетования действительно и оправдались на
последующей судьбе потомков Аврама, как плотских, т. е. евреев, так и
еще более — духовных, т.е. христиан (Рим 4:11–17; Гал 3:7–9).
3 «благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну…»
Заключая завет с Аврамом, Бог, по обычаю людей, как бы вступает с ним в
дружбу (2 Пар 20:7; Ис 41:8; Иак 2:23) и обещает иметь с ним общими как
друзей, так и врагов.
«и благословятся в тебе все племена земные…» Лучший комментарий к этим
словам дает Апостол Павел в своем Послании к Галатам, говоря, что через
Иисуса Христа благословение Аврамово распространилось на язычников…
Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило
Авраму: «в тебе благословятся все народы» (3:8, 14).
Он отправляется вместе с Лотом из Харрана.
4 «И пошел Аврам, как сказал ему Господь…» В последних словах некоторые
видят указание на новое богоявление Авраму, бывшее уже в Харране и по
смерти его отца Фарры.
«и с ним пошел Лот…» «Не по ослушанию против Господа, — говорит святой
Иоанн Златоуст, — но, конечно, потому, что Лот был молод, а Аврам
заступал ему место отца; да и тот, по любви к нему и кроткому нраву, не
хотел разлучиться с праведником». Вот почему и Апостол Петр говорит о
Лоте, что он подражал благочестию и вере Аврама (2 Пет 2:7).
5 «И взял Аврам с собою Сару… и все имение, которое они приобрели, и
всех людей, которых они имели в Харране…» На основании этих слов можно
думать, что остановка Аврама в Харране была довольно продолжительна, так
как он успел уже приобрести здесь и имение, и рабов. Златоуст особенно
подчеркивает то, что все это заведено было Аврамом в Харране и
составляло его благоприобретенное имущество, а все отцовское наследство
было оставлено еще в Халдее, согласно божественному повелению об этом.
«и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую…» Хотя, испытывая веру и
послушание Аврама, Господь и скрывал от него до времени конечную цель
его путешествия, однако, очевидно, самое направление этого пути было так
или иначе внушено Богом Авраму или открыто какими-либо особыми
знамениями.
«и пришли в землю Ханаанскую…», т. е. в плодородную палестинскую страну,
где обитали потомки Ханаана. Границами ее на Севере служили горы
Ливанские, на юге — Аравийские степи, с востока — пустыня Сирийская и с
запада — Средиземное море. «Окруженная таким образом горами, степями и
морями, эта страна, предназначенная в наследие избранному народу,
больше, чем всякая другая, благоприятна была для воспитания его вдали от
языческого влияния. С другой стороны, находясь в средоточии известного
тогда мира, на перепутье между Европой (со стороны моря), большей частью
стран Азийских и Африкой, эта страна представляла весьма много удобств
для распространения повсюду евангельской проповеди» (Виссарион).
Приходит в землю Ханаанскую.
6 «И прошел Аврам… до места Сихема, до дубравы Море» Вступив в пределы
Палестины, как полагают, с севера, Аврам прошел большую часть ее к югу
до того места, где впоследствии был построен город Сихем, названный сим
именем в честь Сихема, сына Емморова (Быт 33:18–19). Со временем этот
Сихем сделался столицей Самарии и не раз выступает пред нами в Священном
Писании как Ветхого, так и Нового Завета (Втор 11:30; Суд 9:1; Пс 59:8;
Ин 4:5 и др.). Во времена Иисуса Христа он назывался также еще Сихарем,
а при Веспасиане был переименован в Неаполис, откуда произошло
современное название этого местечка Набулус или Наблус.
«до дубравы Море…» или «Мамре», как она называется в другом месте
(13:18). Предполагают, что тут идет речь о целой дубовой или
теревинфовой роще, принадлежавшей знатному хананеянину, носившему
фамилию Море, или Мамре, и достаточно известной по тому времени и месту.
7 «И явился Господь Авраму…» Это первое библейское известие о явлении
Бога человеку за послепотопный период. Хотя существо Бога невидимо и
непостижимо, тем не менее из Священного Писания нам известен целый ряд
внешних образов, в которых Он благоволил открывать Себя людям (Быт 18:2,
17, 33; 21:17–18; 21:12; 31:11–13; 32:24–30 и пр.). Одним из подобных же
богоявлений было, вероятно, и данное.
«Общее основание богоявлений Ветхого и Нового Завета, наипаче в образе
человеческом, — говорит митрополит Филарет, — есть предвестник
вочеловечения Сына Божия».
«И создал там Аврам жертвенник Господу…» Он построил жертвенник или
алтарь, без сомнения, для того, чтобы принести Господу благодарственную
жертву за данное для него и его потомства обетование, а затем и с целью
увековечить соответствующим внешним знаком священное место богоявления.
8-9 В этих двух стихах намечается общий путь кочевья Аврама по Палестине
и его главнейшие остановки. Одной из таких крупных и важных остановок
было то место, которое впоследствии стало называться «Вефилем» (28:19).
Оно расположено в 5 милях на юг от Сихема и в 3 ч. пути от Иерусалима, в
долине, обильной прекрасными пастбищами. Неподалеку отсюда находился и
«Гай» (Быт 13:3; Неем 11:31), развалины которого известны и доселе под
названием «Мединет-Гай» и находятся в 5 м. от Вефиля на восток. Наконец,
последнее обозначение пути, переведенное в нашей Библии словом «к югу»,
в еврейском тексте заключает в себе указание на определенный южный округ
Палестины, носивший название «Негеб» (13:3; 20:1; 24:62), указывающее на
пустынный или степной характер данной местности.
«и создал там жертвенник и призвал имя Господа…» И на этом новом месте
своего поселения Аврам, прежде всего, спешит выразить чувства
благодарности Богу, а всенародным и торжественным исповеданием имени
истинного Бога (Быт 4:26) свидетельствует свою правую веру перед
язычествующими хананеями.
Аврам бежит от голода в Египет.
10 «И был голод в той земле…» Т. е. в земле «Негеб», или в северных
пределах Аравийской пустыни, куда в конце концов спустился Аврам. Это
было, конечно, новое и сильное искушение для веры Аврама: вместо того,
чтобы, согласно божественному обетованию, наслаждаться различными
благами от своего нового владения, он принужден на первых же порах
испытывать в нем такое тяжкое лишение, как сильный голод.
«И сошел Аврам в Египет пожить там…» Так как Нильская долина Египта,
славившаяся своим плодородием, лежала гораздо ниже Аравийской степи, то
выражение «сошел» нельзя не признать особенно удачным. В Египет Аврам
направился, вероятно, не без особого на то божественного внушения и
притом лишь на время самого голода, как в подобных случаях и доселе
поступают бедуины Аравии.
Аврам подвергается опасности потерять жену.
11 «Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре…» Такой уговор у
Аврама с Сарой сделан был гораздо раньше, еще перед самым выходом из Ура
Халдейского (20:13), так как Аврам, очевидно, знал нравственную
распущенность всех племен, среди которых ему придется странствовать и
жить.
«я знаю, что ты женщина, прекрасная видом…» Хотя Саре в это время было
уже 65 лет, но так как данный возраст составлял лишь половину всей ее
жизни (23:2) и так как, с другой стороны, она была бездетна (11:30), то
и неудивительно, что могла до сего времени сохранить привлекательную
красоту.
12 «и когда египтяне увидят… убьют меня, а тебя оставят в живых…» В этих
словах видно прекрасное знание современных той эпохе обычаев и нравов
Египетской страны, где муж красивой женщины убивался, а самая жена
бралась в гарем; в особенности широко все это практиковалось с
переселенцами из Аравии, женщины которых сильно выигрывали в красоте по
сравнению с довольно безобразными египтянками и ефиоплянками.
13 «скажи же, что ты мне сестра…» В этих словах Аврама не было полного
обмана: во-первых, потому, что на Востоке слово «сестра» не имеет того
узкого смысла, который соединяется с ним у нас, а означает близкое
родство вообще, в понятие которого входят все двоюродные братья и
сестры, а также и племянники с племянницами; во-вторых, и потому, что
Сара и в самом деле доводилась Авраму или сводной сестрой, или
племянницей (20:12).
«дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя…»
«Это — весьма трудное место: оно одно из тех мест Библии, которые
доказывают необычайную правдивость священной летописи, именно явным
указанием слабостей, иногда даже преступлений, величайших и святейших
мужей Ветхого Завета, Аврама, Иакова, Давида, Соломона и др» (Властов).
Как бы мы ни оправдывали поступка Аврама, но однако не в состоянии
уничтожить в нем некоторого элемента малодушия и хитрости. Единственным
оправданием его служит лишь грубость нравов той эпохи, позволявшая
смотреть на брачный вопрос слишком широко и снисходительно, и
безвыходное положение Аврама, заставлявшее его прибегнуть к меньшему
злу, чтобы избегнуть большего — собственной погибели и полного
порабощения Сары. Впрочем, святой Иоанн Златоуст в этом добровольном
соглашении супругов и взаимном пожертвовании их своими интересами ради
общего блага (один — правами мужа, другая — достоинством верной жены)
видит венец их супружеской любви и образец, достойный подражания.
Счастливое избавление от опасности.
14 Предположения Аврама не замедлили осуществиться со всею точностью и
его план спасения удался как нельзя лучше.
15-16 «И увидели ее вельможи фараоновы» Вельможи — в еврейском тексте
выражено словом «принцы» (sarej), что вполне согласно и с историей,
свидетельствующей о принадлежности египетских царедворцев к высшим
кастам страны. Эпитет «фараон» не был собственным именем какого-либо из
египетских царей, а представляет собой общий титул всех древнеегипетских
правителей, наподобие современных «царь, король, император» и т.п. Что
касается словопроизводства этого термина, то лучшее из них, данное Руже,
Бругшем и Эберсом на основании иероглифических текстов, производит слово
«фараон» от древнеегипетского — «пераа» или «перао», что значит «великий
дом» и что самому термину «фараон» придает значение, совершенно
аналогичное coвременномy названию Турецкой империи — «Высокая Порта».
По наиболее вероятному предположению египтологов, путешествие Аврама в
Египет имело место при одном из первых царей ХІІ-ой династии, т. е. за
2000 лет до Рождества Xристова.
17 «Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его…» Какими именно,
неизвестно; но по аналогии случаев, можно думать, что теми же, как
впоследствии и дом Авимелеха, т. е. бесплодием (Быт 20:18).
18-19 «И я взял было ее к себе в жену…» Отсюда можно заключать, что
Промысел Божий сохранил супружескую чистоту Сары, которая жила при дворе
фараона еще пока только для испытания.
20 «И дал о нем фараон повеление…» Так и из этого нового искушения
праведник выходит полным победителем. И все, «кто видел, как он прежде,
побуждаемый голодом, шел в Египет со страхом и трепетом, а теперь
возвращался оттуда с такой славой, обилием и богатством, познавали из
этого силу Божия о нем промышления» (святой Иоанн Златоуст).