Книга Бытия
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
Глава
40
1 После сего виночерпий царя Египетского и хлебодар провинились пред
господином своим, царем Египетским.
2 И прогневался фараон на двух царедворцев своих, на главного виночерпия
и на главного хлебодара,
3 и отдал их под стражу в дом начальника телохранителей, в темницу, в
место, где заключен был Иосиф.
4 Начальник телохранителей приставил к ним Иосифа, и он служил им. И
пробыли они под стражею несколько времени.
5 Однажды виночерпию и хлебодару царя Египетского, заключенным в
темнице, виделись сны, каждому свой сон, обоим в одну ночь, каждому сон
особенного значения.
6 И пришел к ним Иосиф поутру, увидел их, и вот, они в смущении.
7 И спросил он царедворцев фараоновых, находившихся с ним в доме
господина его под стражею, говоря: отчего у вас сегодня печальные лица?
8 Они сказали ему: нам виделись сны; а истолковать их некому. Иосиф
сказал им: не от Бога ли истолкования? расскажите мне.
9 И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: мне
снилось, вот виноградная лоза предо мною;
10 на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и
созрели на ней ягоды;
11 и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу
фараонову и подал чашу в руку фараону.
12 И сказал ему Иосиф: вот истолкование его: три ветви - это три дня;
13 через три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место
твое, и ты подашь чашу фараонову в руку его, по прежнему обыкновению,
когда ты был у него виночерпием;
14 вспомни же меня, когда хорошо тебе будет, и сделай мне благодеяние, и
упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этого дома,
15 ибо я украден из земли Евреев; а также и здесь ничего не сделал, за
что бы бросить меня в темницу.
16 Главный хлебодар увидел, что истолковал он хорошо, и сказал Иосифу:
мне также снилось: вот на голове у меня три корзины решетчатых;
17 в верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы
[небесные] клевали ее из корзины на голове моей.
18 И отвечал Иосиф и сказал [ему]: вот истолкование его: три корзины -
это три дня;
19 через три дня фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на
дереве, и птицы [небесные] будут клевать плоть твою с тебя.
20 На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг
своих и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг
своих;
21 и возвратил главного виночерпия на прежнее место, и он подал чашу в
руку фараону,
22 а главного хлебодара повесил [на дереве], как истолковал им Иосиф.
23 И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его.
Иосиф
в темнице с двумя придворными фараона.
1 Евр. текст ст. 1 не называет виночерпия и хлебодара главными или
начальствующими, но прибавка эта у LXX и слав. в ст. 1 вполне точна, так
как ниже (ст. 2, 7–9) вельможи, провинившиеся перед фараоном, не раз
называются и в еврейском тексте — начальником виночерпиев и начальником
хлебодаров. Должности эти при восточных царских дворах считались и были
очень важными; вся сила восточных деспотов опиралась на множество
придворных, совмещавших личную службу царю со службой государственною. В
чем состояла вина придворных фараона, библейский текст не говорит. Имея
ввиду произвол восточных деспотов, каравших своих слуг и за ничтожные
проступки, р. Ярхи полагал, что в чашу виночерпия могла попасть муха, в
хлебе, подаваемом фараону хлебодаром, могли оказаться соринка, уголь и
т. п. Таргум Ионафана, напротив, с большей вероятностью предполагает
подозрение обоих вельмож в намерении отравить царя; в этом обвинении
виночерпий оправдался, а хлебодар — нет.
2-4 Навлекшие на себя гнев фараона царедворцы царем были отданы, за
неимением нарочитых государственных тюрем в древнем Египте (как и на
всем Востоке, даже и в новое время), в темницу при доме Потифара,
который получает теперь возможность смягчить участь не только этих
вельмож, но и ранее заключенного здесь Иосифа: он приставляет его к
вельможам для личных услуг их. Еврейское janim, дни, нередко означают:
год (1 Цар 1:3, 7; 2:19), но здесь (ст. 4) слово это, вероятно, означает
неопределенное и, может быть, небольшое число дней.
5-8 Эти стихи образуют вступление к пересказу и толкованию снов обоих
придворных.
В состоянии тревоги за жизнь свою, всецело зависимую от каприза и
произвола деспота-фараона, оба его царедворца, без сомнения, ожидали
указания свыше на судьбу свою может быть именно во сне, так как
египтяне, по Геродоту (II кн., гл. 83) гадание и предвидение будущего
производили от божества и сновидения считали одним из средств откровения
воли божества.
Мидраш (Beresch. r. Раr. 88, s. 432), на основании конструкции
предложения ст. 5, говорит, что каждый вельможа видел сон свой и вместе
толкование сна своего товарища, чем будто бы и объясняется, что, по ст.
16, хлебодар нашел, что Иосиф хорошо истолковал сон виночерпия. Но, не
говоря о неестественности такого предположения, против него прямо
говорит ст. 8, по которому истолкования снов не было дано ни одному из
вельмож фараона. В этом (8) ст. высказываются неодинаковые воззрения
вельмож фараона и Иосифа на источник снотолкования: первые готовы видеть
его в научной мудрости и изучении школьном, последний указывает на Бога,
как на единственный источник всякой мудрости и просвещения человека, чем
внушает им относить последующее свое снотолкование единственно к Богу.
Истолкование сна виночерпия.
9 Геродот отрицает существование и культуру виноградной лозы в Египте
(II кн., 77) и говорит, что египтяне вместо вина пьют пиво,
приготовляемое из ячменя. Это свидетельство Геродота было одним из
оснований для библейских критиков отодвигать составление кн. Бытия,
рассказывающей в рассматриваемой главе (ср. Чис 20:5; Пс 77:47; 104:33)
о виноградниках и виноградном вине в Египте, к позднейшему времени. Но
свидетельство Геродота весьма неопределенно, в других же местах своей
истории он говорит об употреблении виноградного вина (oinoV ampelinoV)
жрецами и при жертвах (2:37, 39), и даже, подобно Диодору Сицилийскому,
Страбону, Плинию, отождествляет Озириса с Дионисом-Вакхом (2:42, 48,
144). Вероятно, поэтому, в указанном месте Геродот говорит лишь о
сравнительно меньшем развитии виноделия в Египте, в сравнении с Грецией.
Если бы даже понимать это свидетельство в строгом смысле, то и тогда
заключение от времен Геродота ко временам Иосифа было бы малостоятельно:
13 веков, разделяющих отца истории от библейского патриарха, могли
существенно изменить физиономию Египта (теперь виноградничество в Египте
не процветает вследствие запрещения вина исламом). Но наука египтология
теперь имеет неоспоримое доказательство в пользу Библии и против
Геродота: в окрестностях Бени-Гассана, Фив и великих пирамид на
монументах найдены многочисленные изображения картин и виноградничества,
и виноделия. То и другое, несомненно, восходит ко временам еще до
Иосифа.
10-13 Выслушав живое и наглядное изображение виночерпием сна (10–11
ст.), в котором он являлся исполняющим обязанности своего звания, Иосиф
дает толкование сна (12–13): через 3 дня фараон «вознесет главу»
виночерпия, т. е., вспомнив о заслугах его и найдя его невиновным,
восстановит его в прежнем достоинстве (ср. 4 Цар 25:27).
14-15 К толкованию своему, в истинности которого Иосиф, очевидно,
совершенно убежден, Иосиф присоединяет просьбу виночерпию — по
освобождении своем напомнить фараону и содействовать его освобождению из
темницы, причем, кратко и в общих чертах передавая свою историю, Иосиф
говорит, что как продан («украден» — поступок братьев Иосифа был
человекохищением) он из «земли евреев» (территории, занятой потомками
Авраама в Ханаане) безвинно, так и в Египте попал в темницу без всякого
преступления. Забвение виночерпием этой просьбы Иосифа (ст. 23) было
последним тяжелым испытанием его.
Истолкование сна хлебодара.
16-17 Услышав благоприятное для товарища (евр. tob здесь — счастливый,
благоприятный, неточно LXX: orqwV, Vulg.: prudenter; слав.: прямо, —
хлебодар не мог быть убежден в правильности толкования, которое еще
ничем не могло быть проверено), хлебодар рассказывает Иосифу свой сон,
представляющий и черты сходства с сном виночерпия — несение служебных
обязанностей, число 3 («корзины решетчатые», ст. 16; так вероятнее всего
следует передавать евр. sallejchori, а не «корзины хлебные», как у LXX,
Vulg. и др. переводах). Несение корзин на голове — совершенно в духе
древнеегипетских житейских обычаев: по Геродоту (2:38) мужчины у египтян
носят тяжести на головах, женщины — на плечах.
18-19 В своем толковании второго сна Иосиф обращает внимание на то
обстоятельство, что хлебодар в несении своего служебного долга встретил
препятствие, ущерб от птиц, и истолковывает, по внушению Божию,
последний сон в неблагоприятном смысле: через 3 дня фараон обезглавит (в
евр. «вознесет голову», как и в ст. 13, но в смысле прямо
противоположном) этого вельможу и птицы будут пожирать сам труп его.
Исполнение толкования Иосифом снов.
20-22 День рождения древние цари и другие знатные люди всегда пировали
устроением пиров и проч.; Геродот (1:133) свидетельствует это о царях
персидских; ср. евангелский рассказ об Ироде (Мф 14:6–7). У египетских
царей день рождения был вместе и днем объявления амнистии разным
преступникам; в данном случае, вспомнив об обоих заключенных вельможах,
фараон дает амнистию, восстановление в прежнем достоинстве, только
виночерпию, согласно изъяснению его сна Иосифом (ст. 21); хлебодара же,
по противоположному объяснению Иосифа, казнил (казнь эта со днем
рождения фараона совпала случайно и не была постоянной принадлежностью
этого дня).
23 Психологически вполне понятно забвение знатным и теперь вполне
счастливым вельможей бедного раба — Иосифа, его услуги и просьбы.
Талмудисты в этом обстоятельстве видели божественное наказание Иосифу за
его грех человеконадеяния, вместо надежды на одного Бога, и ссылались
при этом на Пс 39:5. Но подлинный высший прагматизм истории Иосифа,
бесспорно, лучше понимает святой Иоанн Златоуст, говоря: «Иосифу нужно
было (2 года) ожидать благоприятного времени, чтобы выйти из темницы со
славой. Если бы виночерпий, вспомнив о нем прежде сновидений фараона,
своим ходатайством освободил его из темницы, то его добродетель для
многих, быть может, осталась бы неизвестной. А теперь
благопромыслительный и премудрый Господь, как искусный художник, зная,
сколько времени золото должно оставаться в огне и когда его нужно
вынимать оттуда, попускает виночерпию забыть об Иосифе в продолжение
двух лет, для того, чтобы настало время и для сновидения фараона, и по
требованию самой нужды праведник сделался известным по всему царству
фараона» (Бес. 63, с. 675).