Книга Бытия
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
Глава
34
1 Дина, дочь Лии, которую она родила Иакову, вышла посмотреть на дочерей
земли той.
2 И увидел ее Сихем, сын Еммора Евеянина, князя земли той, и взял ее, и
спал с нею, и сделал ей насилие.
3 И прилепилась душа его в Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу и
говорил по сердцу девицы.
4 И сказал Сихем Еммору, отцу своему, говоря: возьми мне эту девицу в
жену.
5 Иаков слышал, что [сын Емморов] обесчестил Дину, дочь его, но как
сыновья его были со скотом его в поле, то Иаков молчал, пока не пришли
они.
6 И вышел Еммор, отец Сихемов, к Иакову, поговорить с ним.
7 Сыновья же Иакова пришли с поля, и когда услышали, то огорчились мужи
те и воспылали гневом, потому что бесчестие сделал он Израилю, переспав
с дочерью Иакова, а так не надлежало делать.
8 Еммор стал говорить им, и сказал: Сихем, сын мой, прилепился душею к
дочери вашей; дайте же ее в жену ему;
9 породнитесь с нами; отдавайте за нас дочерей ваших, а наших дочерей
берите себе [за сыновей ваших];
10 и живите с нами; земля сия [пространна] пред вами, живите и
промышляйте на ней и приобретайте ее во владение.
11 Сихем же сказал отцу ее и братьям ее: только бы мне найти
благоволение в очах ваших, я дам, что ни скажете мне;
12 назначьте самое большое вено и дары; я дам, что ни скажете мне,
только отдайте мне девицу в жену.
13 И отвечали сыновья Иакова Сихему и Еммору, отцу его, с лукавством; а
говорили так потому, что он обесчестил Дину, сестру их;
14 и сказали им [Симеон и Левий, братья Дины, сыновья Лиины]: не можем
этого сделать, выдать сестру нашу за человека, который необрезан, ибо
это бесчестно для нас;
15 только на том условии мы согласимся с вами [и поселимся у вас], если
вы будете как мы, чтобы и у вас весь мужеский пол был обрезан;
16 и будем отдавать за вас дочерей наших и брать за себя ваших дочерей,
и будем жить с вами, и составим один народ;
17 а если не послушаетесь нас в том, чтобы обрезаться, то мы возьмем
дочь нашу и удалимся.
18 И понравились слова сии Еммору и Сихему, сыну Емморову.
19 Юноша не умедлил исполнить это, потому что любил дочь Иакова. А он
более всех уважаем был из дома отца своего.
20 И пришел Еммор и Сихем, сын его, к воротам города своего, и стали
говорить жителям города своего и сказали:
21 сии люди мирны с нами; пусть они селятся на земле и промышляют на
ней; земля же вот пространна пред ними. Станем брать дочерей их себе в
жены и наших дочерей выдавать за них.
22 Только на том условии сии люди соглашаются жить с нами и быть одним
народом, чтобы и у нас обрезан был весь мужеский пол, как они обрезаны.
23 Не для нас ли стада их, и имение их, и весь скот их? Только [в том]
согласимся с ними, и будут жить с нами.
24 И послушались Еммора и Сихема, сына его, все выходящие из ворот
города его: и обрезан был весь мужеский пол, - все выходящие из ворот
города его.
25 На третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и
Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и
умертвили весь мужеский пол;
26 и самого Еммора и Сихема, сына его, убили мечом; и взяли Дину из дома
Сихемова и вышли.
27 Сыновья Иакова пришли к убитым и разграбили город за то, что
обесчестили [Дину] сестру их.
28 Они взяли мелкий и крупный скот их, и ослов их, и что ни было в
городе, и что ни было в поле;
29 и все богатство их, и всех детей их, и жен их взяли в плен, и
разграбили все, что было в [городе, и все, что было в] домах.
30 И сказал Иаков Симеону и Левию: вы возмутили меня, сделав меня
ненавистным для [всех] жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У
меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я
и дом мой.
31 Они же сказали: а разве можно поступать с сестрою нашею, как с
блудницею!
Насилие
Сихема над Диной.
1 Описываемое в гл. 34 происшествие имело место не ранее, как через 8
лет после описанных в 33 гл. событий: Дина, родившаяся в конце второго
семилетия службы Иакова у Лавана (30:21), здесь (34) является взрослой
девушкой лет 16 (6–7 лет было ей при прибытии Иакова в Сокхоф, около 2
лет Иаков жил там и, след., около 8 — в Сихеме), равно как и Симеон и
Левий — взрослыми юношами (ст. 5, 7). Несмотря на продолжительное
пребывание в окрестностях Сихема, с жителями его семейство Иакова,
по-видимому, не сообщалось, и, может быть, даже имела место некоторая
неприязнь, которая в кровной мести Симеона и Левия выразилась со всею
страшной силой, найдя в обесчещении Дины лишь предлог для себя. По
Иосифу Флавию (Ant. 1:21), у сихемлян был праздник, во время которого
Дина и пришла в город — посмотреть женские наряды. Мидраш осуждает Дину
(и Лию) за то, что она вышла одетой подобно блуднице (Beresch. r. Par.
80, s. 391–392). Такое легкомыслие Дина наследовала будто бы от матери.
2-3 Сихем, владетельный принц города, который от него получил и самое
имя (ср. 4:17), воспламенился любовью к девушке и под влиянием страсти
совершил насилие над нею. Не исключительно, что животной похотью,
которая по удовлетворении переходит в противоположное чувство ненависти
(ср. 2 Цар 13:14–15), страсть Сихема не была. Напротив, он имел
намерение вступить с нею в супружество и этой мыслью успокаивал и утешал
Дину («говорил по сердцу», ср. 50:21; Руфь 2:13).
Брачное предложение его Иакову и братьям Дины.
4-6 Сихем обратился с просьбой об устроении этого брака к отцу своему
Еммору, Дину же, по-видимому, продолжал держать у себя в доме. Иаков с
печалью услышал о бесчестии дочери, но из боязни пред Еммором и Сихемом
не решался предпринять что-либо без сыновей своих, единоутробных с
Диной, которых, как таковых, чувствительнее всего затрагивал позор их
сестры (ср. 24:50 и д.).
7 Еще и теперь у арабов изнасилование сестры считается большим позором
для брата, чем даже осквернение жены для мужа. Имея в виду эту черту
восточных нравов, Еммор обращается от имени Сихема с брачным
предложением не к Иакову, а к Симеону и Левию, которые, между тем,
пришли в сильнейшее раздражение при вести о позоре (nebalah, безумие,
затем срамное бесчестие, Втор 22:21; Суд 20:10; преимущественно грубое
оскорбление целомудрия, 2 Цар 13:12, а потом и вообще тяжкое, противное
основам теократии, преступление, Нав 7:15) сестры, в котором они
усмотрели вопиющее нарушение права нравственного и общественного,
нарушение, не извиняемое никакими мотивами («так не надлежало делать»,
ср. 2 Цар 13:12). К страсти их присоединяется и справедливая ревность о
чести и чистоте «Израиля», т. е. богоизбранного племени, чистоту крови
которого «осквернил» (timme, ст. 5) иноплеменник необрезанный.
8-10 Указывая на сильную любовь Сихема к Дине (дочь, bath, здесь, ст. 8,
— сестра), Еммор предлагает семейству Иакову, кроме брака Сихема с Диной
(8) еще: а) взаимные супружеские союзы (9) между сихемлянами и родом
Иакова и б) беспрепятственное поселение на территории Сихема с правом
гражданства и свободы всяких промыслов (10). Очевидно, Еммор предлагает
семье Иакова полное слияние ее с его собственным народом. Такое слияние,
независимо от тех внешних мотивов, по которым оно предлагается, было
вообще не в целях истории спасения, и потому в последующем кровавом
сихемском событии можно усматривать ту отрицательно-добрую сторону, что
им предотвращено было пагубное исчезновение богоизбранной семьи Иакова в
массе ханаанского населения. Кровожадный поступок Симеона и Левия этим,
однако, не оправдывается.
11-12 Сихем, страстно желая брака с Диной, в свою очередь обещает дать
самый большой выкуп (mohar, ср. Исх 22:16, 17; Втор 22:28–29; 1 Цар
18:25) и, кроме того, такой же подарок (mattan) — первый отцу (или в
данном случае — братьям) невесты, второй — самой невесте, по обычаям
древнего Востока.
Фанатическая месть Симеона и Левия.
13-17 На слова благонамеренной готовности на все условия мира Еммора и
Сихема сыновья Иакова, именно единоутробные Дине Симеон и Левий, делают,
по-видимому, благовидное предложение, но с лукавою целью (13): объявляя
позором для себя вступать в близкие родственные отношения, они требуют
от сихемлян поголовного обрезания всех мужеского пола членов населения,
— по букве Быт 17:10, 12. В предложении этом, конечно, нельзя видеть
серьезного стремления сынов Иакова пропагандировать богоустановленный
институт обрезания среди чуждых племен. Самое предложение обрезания не
могло ни удивить, ни раздражить евеян: обрезание, по свидетельству
Геродота, существовало издревле у египтян, финикиян и др., след., могло
быть известно и у хананеян, которые в Библии обычно не называются
необрезанными; скорее удивительно, что евеяне оставались необрезанными,
когда, напр., сильное племя Измаила, несомненно, имело обрезание. О
внутреннем значении и смысле обрезания сыновья Иакова ничего не говорят
Сихему и Еммору.
18-24 Проникнутые желанием устроить брак Сихема с Диной, Сихем и Еммор
(последний по особенно сильной любви к сыну, ст. 19) охотно соглашаются
на тяжкое условие союза с семьей Иакова (18), и особенно пылавший
любовью к Дине Сихем готов был немедленно совершить (по тексту библии —
по-видимому, немедленно совершил, ст. 19) обрезание над собой.
Но согласно условию (15) у них должен был быть обрезан весь мужеский
пол. И вот они, собрав жителей города на обычное место всяких сходок и
сделок (ср. 19:1 и 23), к воротам города, дипломатично ведут с ними
переговоры, искусно доказывая им выгоды союза с семьей Иакова — союза,
нужного в действительности лишь для личных их целей — для всей сихемской
общины: члены фамилии Иакова — люди мирные, дружески настроенные к
сихемлянам, они склонны к оседлости и промыслам; к поселению их подле
сихемлян препятствий нет — территория Сихема обширна, незаселенна; в
смысле заселения ее важное значение могут иметь взаимные браки сихемлян
и членов потомства Иакова (21). Выставив на вид выгоды союза, Еммор и
Сихем упоминают, наконец, и об условиях союза — поголовной кровавой
операции всего мужского населения. Но и это нелегкое условие они,
видимо, стараются представить весьма подходящим, не заключающим в себе
ничего позорного уже по тому одному, что все члены фамилии Иакова
обрезаны (22). Притом это единственное условие, продолжают Еммор и
Сихем, доставит их народу все выгоды материального довольства,
предоставив в руки их все богатство рода Иакова; и еще раз убеждают
своих соплеменников согласиться на принятие обрезания (23).
И вот, может быть, не столько красноречие князей, сколько естественное
желание народа усилиться посредством союза с сильной и богатой, как
полагали, семьей Иакова, окончательно склонили жителей Сихема к
обрезанию, тем более что вовсе необычной, неслыханной в окрестных
странах того времен операция обрезания не была. Согласились на принятие
обрезания «все выходящее из ворот города», т. е. все полноправные,
имеющие право голоса в общественных делах, и обрезание было поголовно
произведено как над ними, так и над всем мужским населением города.
Население это могло быть не особенно велико, как видно из легкости для
Симеона и Левия последующей кровавой расправы со всею мужской половиной
населения. Кем совершено было обрезание над целою общиной? Вероятно,
сыновьями Иакова, при особенно деятельном участии Симеона и Левия, с
помощью также и рабов (24).
25 Здесь изображается страшная картина кровавой мести двух сыновей
Иакова сихемлянам и буйного разграбления их имущества всеми братьями.
Третий день после совершения обрезания характеризуется наибольшим
воспалением раны после операции (Vulg.: Die tertio, quando gravissimus
vulnerum dolor est). Воспользовавшись мучительными страданиями и
беспомощностью жителей Сихема, их неспособностью к защите и
сопротивлению, Симеон и Левий (называемые здесь нарочито братьями Дины,
так как они имели мстить за поруганную честь единоутробной сестры их) в
сообществе, без сомнения, слуг своих, вооружившись мечами, отважно (евр.
betach; слово это может быть, по конструкции речи, отнесено и к городу,
и в таком случае дает ту мысль, что жители города беспечно, спокойно
встретили нападающих, в которых доверчиво видели только союзников)
произвели поголовную резню всего мужского населения. Это кровавое дело
тем легче могло быть выполнено, что у сихемлян, если верить Иосифу
Флавию, был тогда праздник, и стража и жители были в опьянении.
Мидраш, желая как бы сгладить вину двух патриархов еврейских, говорит,
что кровавая расправа Симеона и Левия была сигналом для вооружения и
самого Иакова против окрестных племен (Beresch. r. Раr. 80, s. 395),
причем ссылается на 48:22. Но библейский текст не только ничего не
говорит об участии Иакова в преступлении двух его сыновей, но прямо
свидетельствует, что Иаков был крайне огорчен поступком Симеона и Левия
(30) и излил всю горечь осуждения и проклятия этому поступку на смертном
одре (49:5–7).
26 Погибли и виновники несчастья своего народа — Еммор и Сихем, причем
возвращена была из дома Сихемова Дина, находившаяся у него или со дня
захвата ее Сихемом (ст. 2), или непосредственно после обрезания
(братья-мстители нарочито могли оставить Дину в доме Сихема, чтобы
вернее усыпить его бдительность).
27-29 За кровавой местью сихемлянам последовало со стороны Симеона и
Левия разграбление города, в чем приняли участие и другие сыновья Иакова
по тому же мотиву мести целому городу за преступление его князя. В книге
Иудифь (9:2–3) избиение сихемлян и разграбление их города представляется
делом суда Божья над первыми за насилие Дине. Но если сыновья Иакова и
послужили орудиями суда Божия над сихемлянами, то это кровавое дело
нисколько не обеляется никакими усилиями национально-еврейского
самолюбия, так как, независимо от кровавого его характера, в нем
заключались еще:
1) вероломное нарушение союза с сихемлянами;
2) кощунственное пользование обрезанием для целей мщения и
3) своеволие в отношении к отцу, повергавшее все его семейство в
опасность со стороны соседей.
Огорчение Иакова.
30 На эту сторону дела пока и обращает их внимание Иаков, высказывая
порицание их поступку, полную же оценку его с нравственной стороны он
дал на смертном одре (49:5–6).
31 Ответ Симеона и Левия показывает отсутствие в них раскаяния, что,
кроме характера эпохи, освящавшей кровную месть, говорит и о личной
бессердечности их.