Книга Бытия
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
Глава
13
1 И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и
Лот с ним, на юг.
2 И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом.
3 И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде
был шатер его между Вефилем и между Гаем,
4 до места жертвенника, который он сделал там вначале; и там призвал
Аврам имя Господа.
5 И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и
шатры.
6 И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество
их было так велико, что они не могли жить вместе.
7 И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота
Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле.
8 И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между
пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники;
9 не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я
направо; а если ты направо, то я налево.
10 Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она,
прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась
водою, как сад Господень, как земля Египетская;
11 и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к
востоку. И отделились они друг от друга.
12 Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах
окрестности и раскинул шатры до Содома.
13 Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом.
14 И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него:
возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к
югу, и к востоку и к западу;
15 ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему
навеки,
16 и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать
песок земной, то и потомство твое сочтено будет;
17 встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам
ее [и потомству твоему навсегда].
18 И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в
Хевроне; и создал там жертвенник Господу.
Аврам
с Лотом возвращаются из Египта.
1 «И поднялся Аврам из Египта…» Выражение очень картинное и вполне
подходящее для кочующего пастуха со всеми его стадами.
«и Лот с ним на юг…» В предшествующей главе Лот не упоминался; теперь же
он снова вводится в повествование, ввиду отдельного повествования о нем
ниже.
2 «И был Аврам очень богат…» Или, как в еврейском тексте выражено,
«очень тяжел», что служит обычным в Библии указанием на изобилие внешних
благ (Исх 12:38; 3 Цар 10:2; 4 Цар 6:14 и др.).
«серебром и золотом…» Это первое библейское упоминание о металлических
ценностях. Надо думать, что Аврам познакомился с ними в Египте, где они
были предметом меновой торговли и имели форму пластинок или колец.
3-4 Как видно из сделанных здесь указаний, Аврам возвращался из Египта
тем же самым путем, каким некогда и шел в него, причем слова текста: «и
продолжал он переходы» прекрасно выражают самый характер кочевой жизни
номада, какую проводил этот патриарх.
«и там призывал Аврам имя Господа…» Дойдя до Вефиля, в котором Аврам
некогда утвердил алтарь истинному Богу, он снова приносит на нем жертву
хвалы и благодарения Богу за благополучный исход своего далекого и
опасного путешествия в Египет и за возвращение в землю обетования.
5 «И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот…»
Так божественные благодеяния, данные Авраму, изливались и на его
племянника Лота.
6 «И непоместительна была земля для них…» «Смотри, — восклицает по этому
поводу Иоанн Златоуст, — как избыток богатства тотчас становится
причиной разделения, производит разрыв, нарушает согласие, расторгает
узы родства!»
Они расходятся в разные стороны.
7 «И был спор между пастухами…» Неудовольствие и недо6рожелательство,
как это часто бывает, началось снизу, между пастухами Аврама и Лота; при
большом количестве скота у того и другого и при совместных пастбищах и
особенно водопоях, поводов к ним, конечно, было немало.
8 «И сказал Аврам Лоту, да не будет раздора между мною и тобою…» «Как
прекрасно рисуется в этих простых словах высокая, благородная личность
Аврама! Из этих слов уже ясно, что Лот готов был примкнуть к ссоре
пастухов; спокойно и с достоинством Аврам напоминает ему, что они
родственники, и намекает тем, что им и неприлично примыкать к ссоре
слуг, и опасно ввиду того, что они окружены иноплеменниками» (Властов).
9 «не вся ли земля пред тобою?…» Холмы Вефиля, где происходило
описываемое событие, занимают возвышенное и господствующее положение над
расстилающейся у их подошвы долиной Иордана. Вообще, вся эта речь полна
картинности и изобразительности.
«отделись же от меня: если ты налево, то я направо…» Речь Аврама дышит
великодушием и кротостью: желая показать величие своей добродетели, и
исполнить желание юноши, чтобы от разлуки их не произошло никакого
повода к неудовольствию, предоставляет Лоту полную свободу и говорит: «и
вся земля пред тобою, отлучись ты от меня, и какую землю хочешь, ту и
возьми» (Иоанн Златоуст).
10-11 Воспользовавшись предоставленной ему свободой выбора, Лот взял
себе богатую и плодородную долину Иорданскую, цветущую, по выражению
Библии, как сад Господень, т. е. как рай (2:10; Ис 51:3), и орошаемую
водою Иордана, как Египет водами Нила.
12 «Аврам стал жить в земле Ханаанской, а Лот стал жить в городах
окрестности…» Аврам, верный своему призванию продолжал оставаться
кочующим номадом и жил особняком в западной части Ханаанской земли. Лот
же, наоборот, вошел в дружественные отношения с окружающим его
населением и даже соблазнившись удобствам их жизни, решил переменить
свой прежний кочевой образ жизни на спокойную и приятную жизнь
горожанина.
13 «Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом…» Вот
краткая, но выразительная характеристика тех жителей, в общение с
которыми вступил их новый сосед — Лот. «Плодоносная долина Иордана и
изнеживающий климат имели такое влияние на жителей Содома и Гоморры, что
они превзошли все современные им города в наглом разврате. Заметим еще,
что Библия присовокупляет, что они были и злы. Глубокий разврат
сопровождается обыкновенно жестокостью и даже каким-то кровожадным
сумасшествием (Нерон, Калигула, Гелиогабал и пр.). И надо предположить,
что жители Содома пали так глубоко, что в них не осталось уже места для
доброго чувства» (Властов).
Бог повторяет Свои обетования Авраму.
14 «И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него…»
Последняя прибавка в тексте особенно знаменательна: она показывает, что
Лот, самовольно избравший себе долю по мирским расчетам, этим самым
исключил себя из участия в жребии Аврама, со всеми его испытаниями и
искушениями, но и со всеми его наградами и обетованиями.
15 «ибо всю землю… тебе дам Я и потомству твоему навеки…» Как бы в
награду за смирение, великодушие и бескорыстие, проявленное Аврамом в
разделе с Лотом, Господь снова повторяет Свои обетования и утешает
Своего верного раба обещанием, что вся эта земля, по которой он теперь
скитается, не имея в ней наследства на стопу ноги (Деян 7:5), со
временем будет принадлежать ему, или, точнее, его потомству. Это
обетование, действительно, и исполнилось над плотским его потомством
тогда, когда народ еврейский, под предводительством Иисуса Навина, силой
оружия занял землю Ханаанскую, и над духовным Израилем, т. е. верующими
во Христа, которые в Нем и через Него сделались наследниками и
причастниками всех божественных обетований, ибо, по слову Писания, Аврам
и по смерти своей продолжает говорить верою (Евр 11:13, 16; ср. Мф
22:31–32).
16 «и сделаю потомство твое, как песок земной…» «Поистине, — восклицает
святой Иоанн Златоуст, — обетование было превыше естества человеческого!
Господь обещает не только сделать патриарха отцом, хотя столько было
препятствий к этому (собственная его старость и неплодство Сары), но и
дать ему имя столь многочисленное, что оно сравняется с количеством
песка земного и даже будет неисчислимо, — этим сравнением Он хотел
показать необычайную великость (обетования)». Исполнилось это обетование
и над евреями, известными своей выдающейся плодовитостью (Исх 1:12), и
еще больше сбылось оно над христианами, распространившимися по всему
лицу земли.
17 «встань, пройди по земле сей…» Образец высокой священной поэзии,
дышащей изобразительностью и силой. По глубокому замечанию м. Филарета,
«мера обетования есть мера веры» — сколько может вместить человек,
столько и получит…
Аврам отодвигается к Хеврону и ставит там алтарь.
18 «и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне…» Мамре было собственно
имя аморреянина, союзника Аврамова (14:13, 24). Город Хеврон лежит в 22
милях на юг от Иерусалима, на пути в Вирсавию. Предполагают, что сначала
он назывался Хевроном, затем был переименован в Кириаф-Арбу (23:2;
35:27; Нав 15:3; Суд 1:10), потом снова был восстановлен в своем древнем
наименовании (2 Цар 15:7) и, наконец, у современных арабов известен под
названием «Ел-Халил», т. е. город «друга Божия», каким называется Аврам
даже и в Священном Писании (Ис 41:8; Иак 2:23).